Семья белоруски и молдаванина выращивает на дрибинской земле южные растения и снабжает соседей вениками

Преображение Преображенска

С некоторых пор улица в деревне Преображенск Дрибинского района по весне стала наполняться терпким запахом акации, летом же радует полезными ягодами редкой в наших широтах черной бузины. А появились здесь южные культуры с легкой руки Людмилы и Ивана ГОНЧАРУКОВ. На малую родину жены пара перебралась несколько лет назад. Обустраиваясь, супруги первым делом начали культивировать привезенные из Кишинева растения. Старания и энтузиазм даром не прошли: большинство ягодных кустов, плодовых деревьев и других теплолюбивых растений прижились и в наших широтах.


 НА самом деле агрономия (лесная, если более точно) — одна из специальностей моего мужа, — уточнила Людмила Дмитриевна. — Экспериментировал он всегда, причем не только на собственном огороде. Например, в молдавской деревне, откуда родом, засадил акациями и орехами целый яр и таким образом выровнял местность.

Огород в их кишиневском доме тоже был на загляденье. Прожили в молдавской столице более 30 лет. Когда же заболела мама белоруски, приехали ее досматривать. Потом с мужем подумали: а не перебраться ли в Преображенск насовсем? Деревня и для Ивана Иоакимовича не чужая: еще в детстве приезжал сюда в гости к родственникам. Как и у других сельчан, огород для Гончаруков стал одной из важных составляющих их новой жизни. Но ограничиваться тем, что выращивают другие, они не хотели и вскоре привезли из Кишинева саженец акации.

— Транспортировали поездом. Рисковали, конечно, — признался Иван Гончарук. — Состав тогда шел транзитом через Украину, перевозка подобных грузов через эту страну была запрещена. Но мы упаковали акацию в мешок — и все сложилось!


Посадили деревце со стороны улицы. Акация тут же пустила корни, да так, что лишние побеги даже пришлось удалять. Некоторые из них прикопали на другой границе участка: теперь, когда дерево цветет, медовый аромат разносится еще дальше. Прижились и грецкие орехи, правда, не сразу.

— В Молдове они, можно сказать, сами размножаются: сороки-вороны в клювах орехи разнесут, те на землю упадут — вот вам и саженец. Чтобы он прижился на белорусской земле, ждать пришлось несколько лет. И не просто ждать, а создавать деревцу комфорт: утеплять корни, рыхлить землю, — делится Иван Гончарук.

Если своих орехов супруги еще не дождались, то шелковицей и черной бузиной уже лакомятся сами и других угощают. Надеются отведать и абрикосов — тоже вырастили на участке. Правда, не без приключений: саженцы не сразу пустили корни, некоторые даже замерзли. Зато те, что прижились, можно смело назвать белорусской селекцией. А вот попытки главы семейства развести южные сорта розы успехом не увенчались. Иван Гончарук пояснил, что речь идет о сортах, которые вьются по стене. Но — увы! — нежность королевы цветов не выстояла перед суровыми зимами, потому такие опыты пришлось отложить. Пока же место розы занял шиповник: куст хотя и южный, но не такой уязвимый. 


…А еще «плантация» сорго. Хотя семена культуры охотно клюют птицы, но многое попадает в землю. И та оказалась очень даже приемлемой для сорго: оно растет, а хозяин подворья вяжет из него веники. Получается даже лучше, чем в магазине: крепче и надежнее. Соседи качество тоже оценили: как и всем другим, Гончаруки с односельчанами вениками делятся.

markova@sb.by

Фото Андрея Сазонова и из архива семьи Гончарук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter