Премьера «Саломеи» Штрауса в Большом театре Беларуси перенесена на октябрь

Поводом для переноса стало так называемое открытое письмо православных граждан Беларуси против «Саломеи», опубликованное 5 сентября на сайте www.odigitria.by и уже получившее широкую известность в сети. В этом письме, в частности, говорится о неуместности показа спектакля в канун Дня усекновения главы Иоанна Предтечи, который приходится на 11 сентября.


Театр решил пойти навстречу верующим в этом вопросе, хоть это сопряжено с немалыми материальными и репутационными потерями.

– Билеты на 9 и 10 сентября проданы все, полный аншлаг. А это две с половиной тысячи зрителей! – волнуется директор театра Владимир Гридюшко– Мы никогда не шли на отмену спектаклей. Но решение принято. Поэтому ни лишних вопросов, ни лишних комментариев, ни лишних оценок давать не нужно.

В театре особенно подчеркивают, что их постановка «Саломеи» начисто лишена всех тех моментов, которые могли бы оскорбить чувства верующих.

– У нас нет отсеченной головы Иоанна Крестителя! – уверяет директор. – И танец семи покрывал у нас танцует не Саломея, а семь прекрасных балерин, и никакого раздевания там нет в помине.

И действительно, 5 сентября репетицию «Саломеи» смотрели две комиссии с участием православных духовных лиц и не нашли в ней ничего предосудительного.

Кстати, «Саломея» вот уже много лет идет в Мариинском театре Санкт-Петербурга и в Московском театре «Новая опера». Ее постановка планируется в ближайшее время в Большом театре России. И что-то не слышно, чтобы православные верующие заявляли по этому поводу протесты. Так что все упреки в ее несовместимости с традициями православной духовности как минимум некорректны.

Другой вопрос, что «Саломея» очень трудна для исполнения.

– Это лакмусовая бумажка, по которой проверяется любой театр, – говорит известный белорусский музыковед Наталья Ганул.

У каждого коллектива, у каждого человека есть эпохальные вещи, – продолжает ту же мысль главный дирижер Виктор Плоскина– Мы к этой постановке готовились 10 сезонов, с момента моего прихода в театр. А почему? Да потому, что она выводит его на уровень театров мирового калибра! Скажите любому знающему человеку, что вы ставите у себя «Саломею», и он воскликнет: «Ничего себе!» А если говоришь, что у нас «Саломея» будет идти вместе с симфонической поэмой Штрауса «Так говорил Заратустра», никто не верит и не понимает, что это можно в одном спектакле сыграть, настолько это сложно.


Кстати, начальный фрагмент симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» ежегодно открывает минский городской фестиваль «Классика у Ратуши». Им зачастую начинает свои концерты дирижер Александр Анисимов, известный и почитаемый в наших православных кругах как исполнитель «Страстей по Матфею» митрополита Иллариона. Вся симфоническая поэма целиком регулярно исполняется в Большом зале Московской консерватории такими выдающимися коллективами, как Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова. А значит, «обвинять» это произведение в бездуховности можно лишь от чрезмерного усердия, помноженного на невежество.

– Нужно возвращать молодежь к традиционным ценностям, – утверждает главный режиссер театра Михаил Панджавидзе– А для этого нужно поддерживать и пестовать оперу. Мы – образовательный и воспитательный институт. Мы сеем разумное, доброе, вечное. Мы – культура, и относимся мы к Министерству культуры.

Надеюсь, что радетели традиционных ценностей прислушаются к этим словам.

Что же дальше?

По официальной информации Большого театра Беларуси, будет перенос спектаклей с 9 и 10 сентября на 18 и 19 октября, а объявленный ранее спектакль 14 октября переносится на 20 октября. Все билеты действительны. При необходимости купленный билет можно сдать в кассу и вернуть потраченные деньги.

Со свойственным им оптимизмом постановщики даже в этой ситуации видят хорошее.

– Не было счастья, так несчастье помогло. Мы за этот месяц еще лучше отрепетируем и покажем так, как вы не ожидали, – горько улыбается Михаил Панджавидзе.

Что ж, будем надеяться, что это всего лишь недоразумение, на которое театр ответил вежливой готовностью решать любые проблемы миром.

А сезон начнется 11 сентября с балетов «Петрушка» и «Шехеразада».


Фото: Михаил НЕСТЕРОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter