Премьера с опозданием в полгода

Зритель любит духовное кино, но оно слишком дорогое и в деревне его смотреть негде. Темный зал, огромный экран, волшебство чужой жизни, которое на два часа уносит от дома и работы и делает тебя другим. Сражающимся на фронте, покоряющим пустыню, защищающим честь благородной дамы. Более отважным, возвышенным, красивым. А может, убивающим из-за угла, добывающим наркотики, ворующим? Более нетерпимым, развращенным, безжалостным? Кино может сильно повлиять на душу. Даже когда экран погас, человек удерживает в памяти полюбившиеся образы, копируя элементы внешности и поведения киногероев. Что же сегодня выбирает молодежь? Что она считает нужным посмотреть на большом экране? Или с появлением домашней техники вообще забыла походы в общественный кинотеатр? С этих вопросов корреспондент «Р» Инесса БОГДЕВИЧ начала беседу с директором Островецкого филиала Гродненского унитарного предприятия «Киновидеопрокат» Виктором ГЕРМАНОВИЧЕМ.
— Если раньше в киносети района было до девяноста работников, то сегодня осталось девятнадцать, из которых восемь работают на полставки, — рассказывает собеседник. — Если в восьмидесятых в нашем районе по телевизору шли только две программы, то сегодня – одиннадцать, включая литовские, и это без кабельного телевидения. С девяностых у многих появились видеомагнитофоны, им на смену приходят проигрыватели DVD. Все это «отбивает» зрителя. — Модернизация домашней техники – веская, но, наверное, не основополагающая причина? Случаются ли показы, на которых аншлаг? — Два полных зала собрал фильм «Иисус». Много зрителей пришло и на «Сибирского цирюльника». Школьники засматриваются новым белорусским фильмом «Бальное платье» о первой любви. По два раза, семьями люди приходили смотреть «Анастасию Слуцкую». — Судя по содержанию этих картин, людей привлекает возвышенность и духовность. А сегодня на афише в Островце, я смотрю, «Плохие парни-2». Много ли зрителей приходит на боевики? — Человек двадцать. — Так почему нельзя сделать упор на хорошие мелодрамы? От кого зависит качество и разнообразие репертуара? — Фильмами нас снабжает областное предприятие «Киновидеопрокат», которое покупает их в Минске и на различных фестивалях. Копия стоит до десяти тысяч долларов. Хорошие фильмы очень дорогие. Боевики дешевле, поэтому их больше и берут. — Как же обстояли дела в советские времена, когда кассовые фильмы вроде «Щит и меч», «Деревенский детектив», «Операция «Ы» в изобилии и без проблем обогащали репертуар? — Тогда на союзных киностудиях выпускалось в год по 120 фильмов, копии которых печатались во всех республиках. Поэтому через каждые три дня в нашем кинотеатре была премьера. Сегодня за российские ленты нужна валюта. А на «Беларусьфильме» снимается около десятка фильмов в год. — Быстро ли доходят до Островца хорошо разрекламированные кинопремьеры, которые сразу создают аншлаг? — К сожалению, нет. Копию сперва показывают в Гродно, потом в Лиде, и только через несколько месяцев очередь доходит до нас. — То есть до районного зрителя. А до деревенского? — Из 42 стационарных киноустановок на селе осталось 4. Там их смотрят. А где их нет – увы. Мы не можем себе позволить содержать столько, как прежде, киномехаников, платить за электроэнергию, тепло, бензин. Современных видеопроекционных передвижных установок Министерство культуры в 1998 году на каждый район нашей области выдало всего по одной. Вечером она показывает фильмы в Островце, а днем ездит по деревням. Там мы делаем упор на организованного зрителя – школьников. Перед художественными фильмами показываем им видеожурналы на военную тематику, посвященные приближающемуся 60-летию освобождения Беларуси. А вот вечернего сеанса взрослые сельчане лишены. Нужна еще одна передвижка. Нам ее обещают, да все никак не дадут. Надеемся, что к лету получим, и тогда вечерний видеопоказ будет доступен практически каждой деревне. Самим нам эта установка не по карману – стоит около двух тысяч долларов. Мы, конечно, как можем, зарабатываем. Сдаем в аренду пятую часть площадей районного кинотеатра. В одной из его комнат открыли пункт видеоигр для детей, в другом помещении один из платных видов услуг – настольный теннис. Выдаем напрокат видеокассеты. Однако на семьдесят процентов мы финансируемся из местного бюджета. — Есть ли шанс у районного киновидеопроката стать прибыльным? — На данном этапе — нет. Даже столичные кинотеатры, насколько я знаю, далеко не все прибыльны. Сельская сеть всегда была убыточна. Без помощи государства нам не обойтись. — Дожидаясь ее, можно и вовсе потерять зрителей... — Наоборот, их у нас становится больше. За 2003 год по сравнению с 2002-м мы увеличили количество посетителей на 2 100 человек, которых в прошлом году было 40 000. На одного жителя района, включая младенцев и стариков, в прошлом году приходилось 1,4 посещения в год. Мы считаем, что период спада остался позади, надеемся на подъем. Народ в районном кинотеатре есть каждый вечер. Билет по карману каждому. Детский — 400 рублей, взрослый: видео – 600, кинобилет — 800. Это в несколько раз дешевле, чем в столице. Основной зритель, конечно, молодежь. Больше всего ее, как и двадцать, и тридцать лет назад, по субботам, перед танцами. Мы стараемся, чтобы она пошла туда в хорошем настроении, и выбираем что-нибудь интересное и веселое. Ведь те же «Плохие парни-2» не просто боевик, а боевик-комедия. А на показ эротических фильмов мы даже не брали разрешения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter