Премьера «с молотка»

Как я проиграла аукцион
Как я проиграла аукцион

«А не приобрести ли в аренду кусочек земли? Лет на сто, можно без живописных видов...» — уж и не помню, как возникла эта идея. То ли телесюжет о красивой жизни олигархов натолкнул, то ли жажда больших денег обуяла. Не остановили даже мои хлипкие золотовалютные запасы. Пройти мимо объявления об аукционе в Гомеле с роскошным выбором земельных участков я не смогла.

Первым заинтересовал участок площадью гектар, отведенный под гостиницу с рестораном. Клумбочки разобью, фонтанчики поставлю... Воображение рисовало красивые картины будущего рая для постояльцев. Смущала лишь начальная стоимость земли — 230 тысяч долларов с лишним. Да и от центра далеко. Может, лучше взять участок под паркинг? Рядом россияне строят гипермаркет. Будет спрос. Старт от 70 тысяч долларов? Не по Сеньке шапка... Тогда, может, летнее кафе у каскада озер? В жару от народа отбоя не будет. И всего–то 5 тысяч у.е. Надо позвонить.

«Хотите участвовать в аукционе? А что интересует?» — ко мне давно нигде так внимательно не относились, как в городском управлении коммунальной собственности и приватизации. Перечисляют документы. Доходят до залога.

«И его обязательно нужно внести заранее?» — от осознания того, что места на аукционе даже в порядке эксперимента мне может не найтись, даже дыхание перехватило.

«Обязательно. 10 процентов от начальной стоимости. Платите в банке, а нам принесете платежку», — доброжелательно объяснили подробности на том конце провода.

Признаюсь честно: рисковать пятью сотнями долларов решимости не хватило. Ведь я бы обязательно поддалась азарту и выиграла аукцион. И все, прощай кровно заработанные. За участок не рассчиталась бы, даже одолжив денег у друзей и родственников.

«Ну и что, пойду хотя бы посмотрю и поучусь на будущее, — упрямо убеждала я себя. — Авось пригодится когда–нибудь...»

В назначенный день с олимпийским спокойствием я двинулась на аукцион. Хозяев ждало более двух десятков участков — под гостиницу, паркинг, кафе, автомастерские, магазины и офисы. Но какое же меня постигло разочарование! «Не состоится, — буднично объявили в управлении. — На некоторые лоты есть по одной заявке, а нужно минимум две. Через полчаса будет другой аукцион. Предлагаем участок примерно полгектара в аренду на 50 лет с незавершенным оздоровительным комплексом по улице Царикова».

Это же в моем районе! Остаюсь!

С лестницы доносился английский вперемешку с русским. Скромненько, но без вкуса одетый народ — в потертых кожанках, с желтыми галстуками, всклокоченный — теснился в коридорах. Зал торгов — под стать публике. Рядочками — деревянные советские стулья. «Президиум» из столов. В уголке — старенькие холодильник и телевизор. А мне все по–другому представлялось. Ни за что не скажешь, что здесь сотни тысяч долларов проворачиваются...

— Добрый день, господа, — импозантный мужчина щелкнул замками на сумке и решительно выхватил из нее аукционный молоток. Батюшки! Да ведь это артист областного драмтеатра Александр Лавринович! Он же Дмитрий Лавров из «Осенней скрипки», он же Губернатор из «Мистической комедии»...

— Не могу вот так сразу лишать вас денег. Хочу начать с хороших новостей. В апреле мы удачно продали право аренды гектара с «хвостиком» на 99 лет. Начальная стоимость его была 490 тысяч долларов, на торгах достигла миллиона и 100 тысяч. В мае выставляли около 3 гектаров под гипермаркет. С 870 тысяч долларов дошли до миллиона 150 тысяч. Это я к тому, господа, что лот не может быть продан по начальной цене.

...Желтые карточки участников (всего–то три — на три ряда зевак и болельщиков) хаотично замелькали: кто стал обмахиваться ими, кто комкать. Хотя старт с 21 тысячи долларов — это все–таки не с миллиона. Через минуту понеслось.

— 23.153... 25.515... 41.601, — Лавринович гипнотизировал цифрами и голосовыми вибрациями, гонял мурашки по коже и адреналин под ней, мастерски накручивал обороты. Стаж на аукционах все–таки 15 лет.

На десятом счете обстановка накалилась — хоть спички о воздух чиркай. Ладони мелко задрожали. Будто это мои деньги на кону! 71.245... Первый из тройки кинул карточку на стул. Двое держались насмерть. Не мигая, смотрели на аукциониста. А тот уже не отпускал — 110 тысяч. Мама дорогая! И у «президиума» глаза округлились. Еще выше, еще — 140.000... Может, мне уйти? И вот долгожданное: «Продано!» Сдался наконец один покупатель — весь в испарине. Победитель с мобильником метнулся из зала.

«Не вернется!» — первым очнулся его конкурент. По рядам пробежал нервный смешок.

«Залог потеряет, а право аренды снова выставим на продажу. И он, и вы сможете участвовать», — успокоили в «президиуме».

«А если он опять сбежит?» — не унимался проигравший.

На рядах хохотнули, вспомнили Остапа Ибрагимовича. Но развить тему не успели. Победитель с торжествующим видом возник в дверях. Комиссия облегченно вздохнула. Поздравила. Обещала всемерно помогать. Всех, кто остался при деньгах, пригласили на следующий аукцион. 16 участков на продажу — один другого краше. Опять пойду. Смотреть. Зрелище, скажу я вам прямо, — театра не надо.

Мнение по поводу

Елена БРАКОРЕНКО, начальник управления коммунальной собственности и приватизации Гомельского горисполкома:

— Проданный участок был бесхозным более полутора десятка лет. Столько же ветшает и недостроенный ФОК, за который новому владельцу тоже нужно заплатить — около 47 миллионов рублей. Эту сделку можно отнести к большим удачам года.

Прямая речь

Александр ЛАВРИНОВИЧ, актер:

— Работу на аукционах я теперь считаю второй профессией. Верите, сам завожусь, но ситуацию держу под контролем. Каждый аукцион — как премьера спектакля. Моя задача — положить максимум денег в казну. А случаи разные бывают. Как–то продавал весьма привлекательный объект. Претендентов было много. Во время торгов один из участников вдруг роняет мобильник, по которому он консультировался с начальником. Пробует достать, а конкуренты сообразили — давай ногами трубку отбрасывать. Что вы думаете, добились своего. Из торгов он выбыл.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter