Премьера «Дикой охоты короля Стаха» стала самым большим оперным событием XXI века в Беларуси

88-й сезон в Большом театре Беларуси завершился премьерой «Дикой охоты короля Стаха». Рискну сказать, что для театра и для всей белорусской музыкальной культуры это одно из главных событий XXI века. Сколь бы прекрасны ни были «Набукко» и «Фауст», «Лебединое озеро и «Кармен», главный смысл существования национального оперного театра – это национальная опера и балет.


И вот, вступив уже твердой ногой в третье десятилетие XXI века, мы видим, что у нас есть две оперы, ставшие классикой: «Седая легенда» Смольского и «Дикая охота короля Стаха» Солтана. И та, и другая за последние сорок лет ставились дважды. И та, и другая востребованы и любимы народом.

- Дикая охота короля Стаха» была в репертуаре нашего театра двадцать два сезона, - говорит заслуженный артист Беларуси Виктор Скоробогатов, первый исполнитель партии Белорецкого. - Этого не удостоились даже оперы великого минчанина Станислава Монюшко.

И вправду, «Страшный двор» Монюшко, поставленный в 1952 году Ларисой Помпеевной Александровской, продержался в репертуаре чуть более десяти лет. При том, что спектакль получился поистине богатый – с роскошной сценографией Павла Масленикова, с танцами, с целой россыпью изумительных вокалистов. Ему аплодировала Москва и многие города Советского Союза.

Прошло более полувека. И когда в канун 200-летия Монюшко я спросила у тогдашнего генерального директора Большого театра Владимира Гридюшко, будет ли ставиться какая-нибудь из его опер, например, знаменитая «Галька», он ответил:

- Поставить «Гальку» - показать один раз, потратить деньги и забыть.

Многоопытный директор был абсолютно убежден, что «Галька» не будет иметь зрителя, а «Дикая охота короля Стаха» будет. И это значит, что Солтан больше и значимее, чем Монюшко. По крайней мере, для нашего времени. А возможно, и навсегда.


Для меня вторая постановка «Дикой охоты короля Стаха» больше и важнее, чем постановка в 2012 году (магия цифр: 2012 – 2021!) «Седой легенды» по одной-единственной причине.

Режиссер Михаил Панджавидзе использовал оперу Смольского как материал, от автора потребовали сделать огромные купюры - при том, что «Седая легенда» создавалась в свое время как песня, на одном дыхании, и драматургия ее была строжайше выверена самим Короткевичем.

- Я вначале музыку написал, выстроил драматургию, - я знал, о чем будут петь, каждую арию! – рассказывал мне за полгода до смерти Дмитрий Брониславович Смольский. - А потом уже Короткевич положил текст на эту музыку.

Новая постановка «Дикой охоты короля Стаха» имеет в своей основе совсем другую идею – восстановить оперу в том виде, в каком ее изначально задумывал композитор. Восстановить без него, потому что Солтан трагически погиб в 1997 году, - точно так же, как Солтан писал свою оперу уже без Короткевича.

- Мы изначально с режиссером Анной Дмитриевной Моторной говорили о том, что постараемся полностью использовать весь музыкальный материал, который только был написан композитором, и восстановить его, - говорит дирижер-постановщик Андрей Иванов.

Проблема была еще в том, что во время подготовки к премьере первого спектакля в 1989 году партитура была утеряна, и ее пришлось восстанавливать по оркестровым голосам.

- Эта работа была проделана в очень сжатые сроки, и туда, к сожалению, не вошли многие фрагменты, которые не звучали в первой постановке, - поясняет Андрей Михайлович.

Но главное, в восстановленную партитуру вошли четыре арии, датированные 1987 годом, которые никогда раньше не звучали и открывают персонажей с совершенно другой стороны. Их нашли в архиве вдовы композитора Валентины Николаевны Солтан.

- Можно с уверенностью говорить о том, что эти арии были написаны до первой премьеры, поэтому мы посчитали возможным и нужным, учитывая их художественную ценность и то, что музыкальная общественность эту музыку не знала, включить ее в ткань спектакля, - продолжает свой рассказ Андрей Иванов.

Воскрешение музыки Солтана – такое огромное событие, что оно само по себе превращает эту премьеру в сенсацию.

Но к ней прилагается еще и режиссура Анны Моторной, которая совершенно по-новому высветила смысл этой оперы. Но это уже тема для отдельного разговора.

- Любая страна гордилась бы такими композиторами, как Солтан, как Смольский, как Глебов, - говорит народный артист Беларуси Владимир Экнадиосов, первый исполнитель партии Дубатовка.

Наследие Глебова в полном объеме нам еще предстоит воскрешать. А значит, у театра впереди много работы на радость публики и во славу страны.

juliaandr@gmail.com

Фото Михаила Нестерова

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter