На днях газета Yomiuri представила результаты общенационального телефонного опроса общественного мнения, в котором участвовали более тысячи японцев в возрасте от 18 до 75 лет. Около 60% из них высказались за отставку премьер-министра Ёсихидэ Суги. При этом 12% проголосовавших таким образом имеют в виду немедленное сложение полномочий, а 47% полагают, что глава правительства должен покинуть пост после истечения срока полномочий в качестве лидера правящей партии. То есть в сентябре.
Напомним, Суга стал японским премьером в сентябре 2020-го, сменив в должности Синдзо Абэ. Тот внезапно покинул пост из-за проблем со здоровьем. Замену провели на год – в сентябре 2021 года состоятся плановые выборы лидера правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Эта политическая сила имеет большинство в японском парламенте, поэтому ее руководитель легко побеждает при избрании там главы правительства.
Вопрос только в том, кто станет новым лидером ЛДП. Будь ситуация более стандартной, можно было бы все прогнозы свести к переизбранию действующего главы правительства. Но неожиданная отставка Абэ, пандемия коронавируса и неопределенность с XXXII летними Олимпийскими играми в Токио внесли свои коррективы.
Вообще, о том, что именно Суга может стать преемником Абэ, говорили и до прошлого лета. Поэтому, когда его избрали новым премьером, это не стало неожиданностью. Однако условия, в которые попал Суга при вступлении в новую должность, разительно отличались от стандартного четырехлетнего срока службы. По сути, год на посту премьера стал для политика своего рода испытательным сроком. И гарантии, что он закончится для Суги успешным переизбранием, нет.
Самый важный фактор в этом деле – распространение коронавируса в Японии и борьба с его последствиями. Как социальными, так и экономическими. Еще в сентябре 2020-го эксперты предполагали, что именно на этот спектр проблем новоизбранный премьер обратит внимание в первую очередь. Мол, нацию тема очень волнует, а ее лидеру необходимы успехи на политическом поприще для улучшения имиджа в преддверии выборов.
Однако сказать, что Суга ощутимо преуспел в борьбе с COVID-19, пока нельзя. Когда он стал премьером, в Японии ежедневно выявляли в среднем более трех тысяч новых случаев коронавируса. В марте 2021-го цифра, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, колебалась от 7,2 до 16 тысяч. Волны также избежать не удалось: в графиках по заболеваемости выделяется январский скачок – доходило до 41,5 тысячи за сутки. Всего за весь период распространения инфекции в стране насчитывается более 490 тысяч случаев заражения COVID-19. Свыше 9 тысяч пациентов с коронавирусом умерли.
При этом, как отмечают некоторые японские и зарубежные источники, вакцинация в стране продвигается медленно, но ожидается, что к лету ее темпы ускорятся. А там не за горами и Олимпийские игры.
Можно предположить: если соревнования пройдут успешно (особенно для экономики страны), то постпраздничная эйфория вкупе с развернувшейся прививочной кампанией могут поднять рейтинг Суги в глазах народа. Правда, будет ли этого достаточно, сказать пока сложно. Поэтому, отвечая на вопрос из заголовка, резюмируем: шансы на переизбрание в премьерское кресло у Ёсихидэ Суги есть. Непонятно только, насколько большие.