Преимущество — в движении

Итог акции «Партнерство ради безопасности»: родилась новая общественная инициатива

Итог акции «Партнерство ради безопасности»: родилась новая общественная инициатива


Теперь можно смело констатировать — мостик взаимопонимания между автомобилистами и руководством ГАИ построить удалось. А сколько было сомнений полгода назад — во время первых встреч! Не будут ли проводиться акции для галочки, не станут ли водители спекулировать темой, задавались мы вопросами. Да, порой эмоциональный накал достигал критической температуры. Но постепенно горлопаны и крикуны отсеялись, диалог принял деловую тональность. Участники акции (представители неформальных общественных объединений — автомобильных клубов, сообществ велосипедистов и скутеристов) предлагали интересные идеи. Руководство ГАИ все конструктивные предложения водителей взяло на карандаш. Кое–что уже воплощено в жизнь.


Итоги «Партнерства ради безопасности» в минувшую пятницу обсуждали министр внутренних дел Владимир Наумов, руководство ГАИ, начальник ГУВД Минска Леонид Фармагей и, конечно, сами водители. Главный вывод: инициатива уже переросла формат разовой акции, а необходимость в новой общественной организации, которая сможет влиять на решения в области дорожного движения, назрела давно. Пора действовать!


От идеи — к проекту


Впрочем, действовать мы начали уже несколько месяцев назад. Будет неправильным, если все ограничится только разговорами за «круглым столом», сразу сошлись во мнении участники акции. Сначала скутеристы подежурили с экипажами ДПС. Убеждали своих коллег на мотороллерах сдать на водительские права, зарегистрировать любимое средство передвижения и надевать шлемы. Говорят, на кое–кого повлияло.


Потом подключились велосипедисты: составили целый список улиц, на которых нужно заменить старые, не соответствующие новым стандартам тротуарные бордюры. Начало положено: на двух улицах ошибки исправлены. Кроме того, учтено пожелание, чтобы возле каждого строящегося крупного социально–бытового объекта была стоянка для велосипедов. Найти место для автомобиля, кстати, тоже будет проще — принято решение о строительстве 24 временных охраняемых стоянок на 7,6 тысячи машин и парковок примерно на столько же автомобилей. Все это отчасти тоже итог нашей акции, участники которой неоднократно обращали внимание на дефицит места в Минске.


Кроме замечаний, водители высказывали и интересные предложения. На одной из встреч представители «Вольво»–клуба, к примеру, спросили, почему у нас нигде не используется реверсивное движение, которое помогло бы разгрузить улицы в часы пик.


— Не исключено, участок улицы Столетова, на которой автомобильный поток меняется в зависимости от времени суток, станет первым в стране с реверсивным движением. Сейчас мы изучаем возможность выполнения там пилотного проекта, — рассказал начальник отдела дорожной инспекции Минской ГАИ Андрей Зырянов. — На наших улицах внедрено еще одно предложение участников акции. Конструктор из Борисова Михаил Кацер предложил оборудовать пешеходные переходы световозвращающими экранами, на фоне которых люди будут хорошо видны. Необычный метод уже опробуется на улице Кижеватова в Минске и во всех областных центрах.


Есть нюанс!


На встрече в октябре водители сами изъявили желание принять активное участие в благом деле повышения безопасности на дорогах. Договорились провести необычную акцию. Тема актуальная — переход на безопасный режим движения зимой. До сих пор некоторые искренне полагают, что смена летних шин на зимние — бесполезное дело. Главное, дескать, мастерство водителя. Конечно, зимняя резина — не повод лихачить в гололед, но и отрицать ее преимущества нельзя. Мы решили, что было бы неплохо переубедить скептиков — выехать совместно с экипажами ДПС на шиномонтажи, заправки, СТО и вручать специальные наклейки (эскиз разработал наш художник Олег Карпович) тем, кто выбрал зимние шины и соответственно безопасный режим движения. Эти своеобразные напоминания мы предложили размещать на автомобилях. Если акцию поддержат многие водители, то это, возможно, заставит скептиков пересмотреть взгляды. Чувствовать себя в меньшинстве всегда неуютно.


— Но разместить наклейку на автомобиле будет нарушением ПДД, — заметили ребята из «Пежо»–клуба.


Справедливо! И все же очень не хотелось бы, чтобы этот правовой нюанс помешал состояться акции. Тем более что некоторые изображения правилами разрешены. «До конца недели мы найдем выход», — пообещал временно исполняющий должность начальника УГАИ МВД Василий Бульбенков.


Ну а то, что ГАИ привыкло свои обещания выполнять, мы уже убедились во время акции. Общение между водителями и Госавтоинспекцией приняло доверительный характер. Это ключевой итог нашего партнерства.


Александр ТУМАР, «СБ».

 

«Мы — не стена»


Кульминационным моментом встречи стал своеобразный диалог между представителем автомобильного клуба «Франсмобиль» Алексеем Стаховским и министром внутренних дел Владимиром Наумовым. Первый говорил о давнем желании большинства автовладельцев иметь собственное общественное объединение. Министр же, хотя в целом оценил предложение положительно, высказался весьма эмоционально — было заметно, что Владимира Наумова всерьез огорчает легковесное отношение общества к теме безопасности дорожного движения.


Алексей Стаховский, клуб «Франсмобиль»:


— Свою главную задачу — наладить диалог между общественностью и милицией — акция «Партнерство ради безопасности» выполнила. Теперь и автомобилисты, и Госавтоинспекция понимают, что жить обособленно друг от друга уже не получится. Значит, надо искать новые точки соприкосновения в конструктивном сотрудничестве. И поэтому, на мой взгляд, пришло время менять организацию совместной деятельности.


Количество автомобилей растет. Оно росло, растет и будет расти дальше. А ситуация на дорогах — ухудшается. Взгляните, что происходит на улицах. Водители и ГАИ — как две непробиваемые стены, находящиеся в постоянной конфронтации. Первые недовольны вторыми, вторые — первыми. Так было, есть и... главное, чтобы так не было в дальнейшем! Поэтому, я считаю, пора создать организационно–координационный центр автомобильной общественности. Будет ли это какой–то совет или общественное объединение — не важно. Главное, чтобы появился посредник между рядовым участником движения и инспектором ГАИ. Если угодно, миротворец. Который, с одной стороны, лоббировал бы интересы водителей, с другой — тесно сотрудничал с ГАИ.


Мы изучали опыт уже существующих подобных организаций в России. Их деятельность весьма плодотворна — начиная от агитационной работы по вопросам безопасности и заканчивая привитием правил взаимного уважения на дороге.


С точки зрения водителей все предпосылки для создания такой организации есть: востребованность, желание и, как показала акция «Партнерство ради безопасности», возможность.


Владимир Наумов, министр внутренних дел:


— Мы — не стена. И не хотим ею быть. Милиция, как видите, готова к разговору и совместным действиям.


Но готово ли общество?


Люди взахлеб обсуждают «птичий грипп», от которого где–то далеко умерли два человека, — и не замечают 25 погибших за выходные дни на наших дорогах. Фамилию Ментюк знает у нас каждый, а знает ли хотя бы один фамилию офицера, который недавно в ИК–1 предложил себя в качестве заложника? На днях МАЗ в Гродненской области врезался в машину ГАИ — и это вызвало у многих не возмущение, а откровенное смакование и злорадство. Наконец, сегодня один журналист очень ехидно у меня спрашивал: «Ну и как там ваша программа «Минус 100»? Понимаете? «Ваша»! Не наша общая задача — снизить число погибших, а якобы лично моя прихоть. Вот так, вкратце, о готовности общества к диалогу.


Кроме того, надо понимать, что никакое общественное объединение не сможет полноценно работать, если каждый будет думать только о своих интересах. Например, некоторые автомобилисты возмущаются установкой тросовых ограждений на разделительной полосе дороги под Смолевичами. И не задумываются над тем, что до установки этих тросов там чуть ли не на каждом дереве висели венки. С той же поры как установили ограждение, препятствующее выезду на встречную полосу, новых венков не прибавилось. Но задумываются ли об этом недовольные водители, озабоченные лишь удобством собственного передвижения?


Я за любую форму общественной активности, если она не направлена на выбивание привилегий для определенной группы людей. Соберитесь без ГАИ, создайте объединение автомобилистов, и я гарантирую полную поддержку вашей деятельности при условии ее пользы для всех. Ни одно значимое решение в области организации и безопасности дорожного движения не будет приниматься без консультации с советом автомобилистов. Хотите общественного контроля за деятельностью ГАИ — он будет установлен. Но в таком случае и от общественности я попрошу серьезного отношения к теме дорожного движения, полного понимания существующих сегодня проблем, которые вряд ли можно решить росчерком пера или благими пожеланиями...


Дело за вами.

***

Как стало известно «СБ», представители автоклубов уже на этой неделе собираются обсудить пути создания общественного совета автомобилистов. Мы будем следить за развитием этого диалога.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter