Несмотря на разный ресурсный потенциал Беларуси и России, наши страны органично дополняют друг друга, что позволяет не только более рационально использовать имеющиеся ресурсы, но и сократить сроки запуска новых изделий в серию. Эффективность такой кооперации была подтверждена на практике при реализации целого ряда совместных белорусско‑российских импортозамещающих проектов и особую актуальность приобретает при реализации на порядок более масштабных флагманских проектов по обеспечению технологического суверенитета Союзного государства.
Успехи в этой сфере очевидны. Разрабатываются документы, направленные на дальнейшее развитие.
Приняты Стратегия научно‑технологического развития Союзного государства и план по ее реализации на период до 2035 года. Они содержат конкретные шаги по укреплению общего технологического суверенитета, включая запуск крупных совместных проектов по импортозамещению и созданию конкурентоспособных продуктов с высокой добавленной стоимостью.В развитие этих документов белорусские и российские ведомства подписали ряд отраслевых программ в сферах станкостроения, микроэлектроники, машиностроения и других.
Но за скобками этих, без сомнения, важнейших документов остались вопросы финансового обеспечения. Поэтому необходимо незамедлительно решить давно назревшие проблемы равного доступа как белорусских, так и российских организаций и компаний к соответствующим программам в стране‑партнере.
Рассмотрим данную проблематику на примере Российской Федерации, где на уровне каждого субъекта сегодня реализуется тот или иной комплекс мер региональной промышленной политики, способствующий достижению технологического суверенитета. Например, единая региональная субсидия дает возможность промышленным предприятиям возместить расходы, связанные с подключением к коммунальной инфраструктуре, покупкой нового оборудования и оплатой первого взноса по договору лизинга оборудования c российскими лизинговыми компаниями. Промышленные предприятия могут претендовать на получение льготных займов на реализацию инвестиционных проектов через региональные Фонды развития промышленности (ФРП).
ФРП предлагает льготные условия финансирования проектов, направленных на выпуск импортозамещающей, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, локализацию производства комплектующих и автокомпонентов, лизинг производственного оборудования, станкостроение, цифровизацию действующих производств, выпуск предприятиями ОПК продукции гражданского или двойного назначения, маркировку товаров и повышение производительности труда.
Для реализации новых промышленных проектов фонд предоставляет целевые займы по ставкам 3–5 процентов годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 миллионов до 2 миллиардов рублей в рамках основных программ финансирования, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики. ФРП также совместно финансирует проекты, которым требуются займы до 200 миллионов рублей, с региональными Фондами развития промышленности в соотношении 90 процентов федеральных средств и 10 — региональных. Все эти преференции со стороны России нужны и белорусским компаниям.
Особое значение приобретает задача по снятию бюрократических препон для участия белорусских субъектов хозяйствования в национальных проектах России. Сейчас на сайте российского правительства значатся 19 нацпроектов, которые должны быть реализованы до 2030 года. Причем девять из них — это проекты, связанные с микроэлектроникой, машиностроением, научно‑техническим и технологическим развитием. По заверению российского Премьер‑министра Михаила Мишустина, на реализацию всех нацпроектов планируется выделить около 40 триллионов российских рублей.
Конечно, шаги в этом направлении предпринимаются. Министр промышленности Беларуси Александр Ефимов сообщил, что по ряду российских нацпроектов технологического лидерства уже достигнута договоренность по участию в них белорусских партнерских организаций. Это «Средства производства и автоматизации», «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», «Новые материалы и химия». Но еще раз отмечу: всего в России реализуется 19 нацпроектов, так что самоуспокаиваться рано.
Георгий ГРИЦ, кандидат экономических наук, экономический аналитик