Источник: Знамя юности
Знамя юности

Испытано на себе. Как корреспондент «Знаменки» работала контролером общественного транспорта

Предъявите ваш билет

Профессия контролера входит в рейтинг самых опасных и нервных. В чем сложность такой работы? И стало ли тяжелее выполнять свои обязанности, после того как вступила в силу новая редакция правил автомобильных перевозок пассажиров, к которым многие пока не привыкли? Чтобы узнать ответы на вопросы, корреспондент «Знаменки» облачилась в форменный жилет и вышла на маршрут.

Михаил Бобрик и Галина Гринкевич работают в дуэте уже год

Психолог для контролера

Меня любезно согласились взять в напарники контролеры общественного транспорта филиала «Агентство «Минсктранс» Галина Гринкевич и Михаил Бобрик. Михаил Иванович, бывший инженер-механик, еще новичок: работает контролером меньше года. Зато Галина Михайловна – рекордсмен: проверяет билеты, ловит зайцев и выписывает штрафы уже 12 лет. Сейчас пассажиры стали другими, грустит моя наставница:

– Нам часто дерзят, грубят, а требование оплатить штраф воспринимают как личное оскорбление – раньше такого не было. Я хоть и закаленный боец, и то могу всплакнуть от обиды. Хорошо, что в нашем филиале работает психолог: мы перио­дически с ним встречаемся, ищем ответы на вопросы, как поступить в конфликтной ситуации, как, возвращаясь домой, оставлять рабочие переживания «за бортом». 

Сегодня будем курсировать между площадью Бангалор и диспетчерской станцией «Зеленый Луг – 6». За восьмичасовую смену контролерам нужно проверить 40 единиц подвижного состава: автобусов, троллейбусов, трамваев. Мне предлагают облачиться в форменный жилет. А для зимы есть теплые форменные куртки, просвещает меня Галина Михайловна, помогая застегнуть замок: 

– Конечно, контролер – не та профессия, где будешь наряжаться на работу. Одежда у нас должна быть максимально удобной, обувь – только на низком ходу. 


Новинку последних двух лет – ви­деорегистратор – мне не выдают. Хотя девайс очень удобный и нужный, хвалят его мои новые коллеги:

– Записи с видеорегистратора выручали не раз. Как-то случился конфликт: дама прокомпостировала талон, который уже вышел из употребления, а штраф оплачивать отказывалась – вместо этого кричала, ругалась, отстаивала свое право ехать по старому билету. В итоге штраф она все же заплатила, но написала на нас жалобу, мол, контролеры были без бейджа, оскорбляли ее и еще много всего. Хорошо, что была запись, которая доказала: и бейдж был, и вели мы себя корректно. 

А вы точно школьник?

После небольшого инструктажа заходим в автобус. Галина Михайловна блокирует служебной картой валидаторы. И мы медленно продвигаемся по салону навстречу Михаилу Ивановичу, проверяя, оплачен ли проезд у владельцев проездных и прокомпостированы ли талоны. Особенно дотошно смотрим документы у тех, кто назвался школьниками: кто-то протягивает справку, кто-то – карту учащегося. Бывает, сойти за школяров пытаются ребята, которые уже несколько лет как получили аттестат, делятся наблюдениями напарники: 

– Сколько раз слышали: «Я школьник, честно! Просто справку дома забыл». Тогда делаем ход конем: «Какой у вас год рождения?» – «1990-й. Ой, 2001-й». 

Кто он – среднестатистический заяц? Здесь сложно обобщать, уверяют кон­тролеры: без билета любят про­ехаться и студенты, и домохозяйки, и представительные господа в костюмах. 


– Буквально час назад оштрафовали пассажира, который ехал на средней площадке и, увидев нас, рванул к водителю за билетом. Пришлось объяснить, что по новым Правилам автомобильных перевозок пассажиров он должен был зайти в переднюю дверь и позаботиться о талоне до начала поездки. И если мужчины обычно оплачивают штраф без лишних вопросов, то дамы начинают возмущаться: «Разве я похожа на зайца?!» 

Хватит на книгу

В одном из автобусов (а за полтора часа работы мы успели проверить 12 автобусов и троллейбусов) наконец обнаруживаем «ушастого» – студент технического вуза проехал без талона семь остановок. Говорит, что обычно его подвозят к месту учебы на машине. О том, что в автобусе нужен билет, забыл.

– Какой курс? – строго вопрошает Галина Михайловна.

– Первый, – краснеет от смущения парень.

– Что ж вы начинаете учебу с административного правонарушения?

Увидев, что студент поник и искренне расстроился, контролеры предлагают ему купить билет в киоске «Минсктранса» и ехать дальше. Ведь самое неприятное в штрафе – не сумма, которая сравнительно невелика (12 рублей 25 копеек), а то, что безбилетный проезд – это административное правонарушение, из-за которого на вас оформят протокол. Для этого, кстати, нужен паспорт. Если его с собой нет, контролеры будут вынуждены передать вас милиционерам для установления личности. А вот если вы не захватили с собой кошелек, не страшно: штраф можно оплатить в течение месяца. Правда, когда срок окончится, непогашенный штраф увеличится на две базовые, перевалив за 60 рублей.

Внимательность при работе с документами, уравновешенность, настойчивость, выносливость – без этих качеств контролерам не обойтись. И, конечно, без чувства юмора, ведь комичных ситуаций и нелепых отмазок, почему пассажир едет без билета, в их работе предостаточно.

– Я уже давно задумывал вести дневник контролера – записывать самые любопытные истории, – делится планами Михаил Иванович. – Вот с сегодняшнего дня, пожалуй, и начну.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Анастасия Гурпа, студентка 4-го курса Полесского государственного университета:


– Новая редакция правил автомобильных перевозок кажется мне вполне логичной. Я тоже считаю, что пассажиру, который не успел купить билет на остановке, проще зайти в переднюю дверь, чем передавать деньги через весь салон. Правда, хотелось бы послаблений для мам с детьми, ведь даже самая компактная коляска в узкую переднюю дверь не пройдет.

Про новость об увеличении объема вещей, которые можно провозить бесплатно, скажу так: если нужно тащить с собой большой чемодан или объемную покупку, лучше вызову такси – и самой легче, и людям в автобусе не придется спотыкаться о багаж.

Чего мне не хватает в новой редакции правил, так это пункта о том, что нельзя портить настроение остальным пассажирам. А то часто бывает: наступил случайно в давке кому-то на ногу – и получил взамен порцию отборной брани. Давайте будем добрее друг к другу: подобные казусы не стоят того, чтобы злиться. 

krupenk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter