Предъявите автомобиль к техосмотру

- Отдайте мне деньги, я к другим поеду, - волновался немолодой владелец оранжевого "Москвича".
- Отдайте мне деньги, я к другим поеду, - волновался немолодой владелец оранжевого "Москвича". - 20 лет нормально все было, а тут вдруг тормоза им уже не нравятся! Понаставили телевизоров...

"Драма" разворачивалась на одной из диагностических станций Гомеля при попытке провести техосмотр автомашины. Тормоза "не понравились" компьютеру, что и высветилось на его "телевизоре". Персонал станции без особого успеха пытался объяснить автомобилисту, что договориться с кибернетическим разумом при всем желании невозможно. Хозяин "Москвича" так и уехал в расстроенных чувствах - несмотря на право бесплатного повторного осмотра. Похоже, дядечке лучше заплатить лишние 10 тысяч, только бы не иметь больше дел со всей этой "буржуйской" электроникой.

С переходом страны на новую систему техосмотра подобные настроения весьма популярны среди автомобилистов. Формально требования к состоянию авто не изменились, действуют прежние ГОСТы. Но многие считают, что на современной станции диагностики получить пресловутую наклейку сложнее. Владельцы "Запорожцев", "копеек", прочих образцов советского автомобилестроения, а также счастливые обладатели западноевропейского "чермета" предпочитают общаться с промасленным и донельзя человечным механиком, а не с бездушными агрегатами. Мол, не под нашу объективную реальность они "заточены".

- Может, для кого-то и стало сложнее, - считает хозяин шикарного "Ниссана" ("заточенного" под любую реальность), - но я считаю, что правильно сделали. Скажем так, я знаю людей, которые раньше вообще на техосмотр не ездили. Как как? Договаривались! А теперь, сколько ни договаривайся, все равно машину надо на станцию гнать. И вообще, давно пора порядок навести - натащили в страну хлама...

В Гомельской области зарегистрировано 409 тысяч транспортных средств. До 30 декабря почти половина из них должна пройти осмотр. Для этого созданы 8 диагностических станций, оснащенных относительно современным оборудованием, и 10 пунктов технического контроля, которые выглядят, мягко говоря, попроще. Как раз эта простота и притягивает тех, кто не уверен в хорошем состоянии своей машины.

Уже сегодня автоинспекция, транспортники, сами хозяева диагностических станций и СТК имеют нехорошие предчувствия относительно конца года. В области техосмотр уже прошли около 9 тысяч машин - немногим более 5 процентов от годовой потребности. Чтобы уменьшить "давку" в конце года, "Облавтотранс" предложил разработать график прохождения техосмотра для предприятий. Впрочем, вряд ли это радикально изменит ситуацию. Субъектам хозяйствования, которых теоретически можно подчинить какому-то графику, принадлежит только каждая восьмая машина. Остальные 355 тысяч находятся в пользовании свободолюбивых частников, которые любят все делать в последний момент, а пока ведут себя крайне безмятежно.

Да и с организациями не все благополучно. До 1 июля 2003 года, при старых правилах, техосмотр стоил символическую сумму - 1.000 рублей. Как припомнили в ГАИ, даже при таких расценках некоторым колхозам никак не удавалось скопить 15 - 20 тысяч, чтобы прогнать технику через проверку. Нынче цены тоже не драконовские - 13.190 рублей на диагностической станции и 10.720 на СТК, - но, учитывая прошлый опыт, может получиться нехорошо.

В области планируется создать еще 12 точек для техосмотра. Теоретически если эти заведения будут работать в две смены по 6 дней в неделю, то имеющиеся объемы транспорта можно осилить. Дело за малым - договориться с автомобилистами, чтобы они приезжали равномерно и заблаговременно.

Николай Демиденко - директор одного из наиболее передовых диагностических центров Гомеля. Производительность здесь самая высокая на Гомельщине - 15 тысяч машин в год. В январе - феврале проверяться не приезжал почти никто. Теперь загрузка - процентов 60.

Во владениях Демиденко автомобиль должен пройти через три компьютеризированных поста, каждый из которых отвечает за свою группу параметров - от выхлопа до подвески. Итоговая информация стекается на центральный компьютер, который и распечатывает диагностическую карту.

- Большинство параметров проверяется автоматически, - рассказывает Николай Демиденко. - Ту же подвеску не монтировкой механик ворочает, а специальное устройство это делает.

Резолюция "Автомобиль исправен" высвечивается на мониторе примерно в 65 процентах случаев. Возможно, у оставшихся 35 процентов и промелькнет мысль "договориться". Но о том, насколько новая система техосмотров исключает коррупцию, позволяют судить разработки гомельских детективов. Они давно установили циничную, но прискорбно достоверную зависимость: чем больше участие человека, тем выше вероятность злоупотреблений. Начальник областного управления по борьбе с экономическими преступлениями Александр Соловский рассказал, что по инициативе его службы прокуратурой уже возбуждены три многоэпизодных уголовных дела, связанных с техосмотрами. Суть злодеяний проста: диагностические карты выдавались на неисправные автомобили либо вообще "заочно". Наиболее громкое дело - о Светлогорском автопарке N 5, при котором работает станция диагностики. Началось все с оперативной информации о том, что некоторые из руководителей парка предлагают представителям различных организаций определенным образом избавить их от тягот техосмотра. Проверка вывела на агропромышленное управление РУП ПО "Беларуснефть", чья техника как раз должна была проходить осмотр. Как выяснилось, нефтяникам действительно предложили "решить вопрос". Учитывая количество транспорта - 170 единиц, - предусмотрели оптовую скидку. При стандартных расценках 10 долларов за машину общую сумму сбросили до 1.200 долларов - 600 сразу, 600 потом. За деньгами приехал начальник станции. Сотрудники ГАИ совместно с "операми" УБЭПа сопроводили и задержали подозреваемого. Вскоре вышли и на двоих сообщников из числа должностных лиц автопарка. Следствие полагает, что этот эпизод не единственный, - как и уголовные дела подобного рода. К настоящему времени в Гомеле уже один работник ПТК арестован (обвиняется в получении взятки в 50 тысяч рублей), представитель другой станции подозревается в том, что получил 40 долларов за выдачу диагностической карты без осмотра машины. По этой причине милиция начала проверку уже выданных документов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter