«Предвзятость» в интерьере скорби

ШЕСТЬ месяцев назад жители деревни Оношки Несвижского района проводили в последний путь главного агронома ОАО «Новая жизнь» Михаила Александровича БОРИСА. Хлебороб от бога, как называли его коллеги и друзья-ученые, оставил после себя достойный след на белорусской земле.

В деликатной теме, связанной с утратой близкого человека, попробовал разобраться корреспондент «БН»...

ШЕСТЬ месяцев назад жители деревни Оношки Несвижского района проводили в последний путь главного агронома ОАО «Новая жизнь» Михаила Александровича БОРИСА. Хлебороб от бога, как называли его коллеги и друзья-ученые, оставил после себя достойный след на белорусской земле.

Когда в далеком 1967 году Михаил Борис возглавил агрономическую службу хозяйства, богатых урожаев там не получали. Кадровый тандем молодого энергичного председателя колхоза Михаила Соленика и его нового помощника во всех растениеводческих вопросах оказался удачным. Дела в хозяйстве заметно улучшились и с каждым годом шли на подъем. Вскоре колхоз «Новая жизнь» стал одним из лучших не только в районе, но и в республике по урожайности многих культур. Достижения Михаила Бориса были отмечены орденом «Знак Почета», медалями ВДНХ СССР и грамотами Верховного Совета БССР.

В последнее десятилетие довольно часто менялись руководители сельхозпредприятия, которое одним из первых в стране было преобразовано в открытое акционерное общество. Однако Михаил Александрович, даже выйдя в 2003 году на заслуженный отдых, продолжал по контракту работать главным агрономом. Опыта аграрию-практику с 43-летним стажем было не занимать. Хозяйство постоянно укрепляло свои растениеводческие позиции. В прошлом году здесь собрали 64,5 центнера зерна с гектара и 631 центнер сахарной свеклы.

К сожалению, в полной мере разделить радость успеха с трудовым коллективом Михаил Александрович Борис уже не смог — 12 декабря ветерана-агрария не стало. Виной тому, видимо, не столько возраст, сколько многолетний, порой изнурительный труд, когда с раннего утра до поздней ночи главному агроному приходилось проводить весь свой ненормированный рабочий день в поле. Прошлогодняя уборочная страда, несмотря на жару, не была исключением, хотя Михаилу Александровичу и предлагали поберечь силы. Человек, преданный своему делу, не мог оставаться в тяжелую для хозяйства страдную пору сторонним наблюдателем. В народе обычно о таких людях говорят, что они горят на работе.

ОДНАКО вдова агронома Леонида Николаевна считает иначе. В своем письме в «Белорусскую ниву» она обвиняет в смерти мужа нынешнее руководство ОАО «Новая жизнь», которое, по ее мнению, в последнее время предвзято к нему относилось. В качестве одного из доводов, подкрепляющих свою правоту, убитая горем женщина приводит публикацию итогов районного соревнования за 2010 год на страницах газеты «Несвижский край», в которой сообщалось, что «Новая жизнь» отмечена почетным третьим местом и денежной премией. По словам Леониды Николаевны, ее страшно возмутило, что в перечне фамилий место ее супруга занял агроном-агрохимик, назначенный на должность главного агронома в декабре прошлого года. Были у автора письма и другие претензии к руководству хозяйства.

Для того чтобы конструктивно в них разобраться, вместе с главным специалистом по правовой и кадровой работе Несвижского райсельхозпрода Татьяной Степанович едем в агрогородок Оношки. Первая встреча — с директором ОАО «Новая жизнь» Андреем Ратомским. Молодой руководитель, возглавивший предприятие год назад, не скрывает, что, как и в любом коллективе, при организации производственных процессов бывали трения и с главным агрономом, и с другими специалистами, но они не перерастали в конфликтные ситуации, сказывающиеся на здоровье людей. В последний путь Михаила Александровича проводили достойно. Семье ветерана была выделена не только материальная помощь на погребение по условиям коллективного договора, но и предоставлено единовременное пособие в 1,5 миллиона рублей.

Нет вины сельхозпредприятия и в вышеназванной публикации районной газеты, которая вызвала горькую обиду у Леониды Николаевны Борис. Итоги прошлогоднего районного соревнования, как сообщила главный специалист по правовой и кадровой работе Несвижского райсельхозпрода Татьяна Степанович, подводились в январе 2011 года. Согласно его положению, в список должностных лиц организаторы включают руководителей и специалистов, работающих в хозяйствах-победителях на момент подписания протоколов, что и было сделано в отношении ОАО «Новая жизнь».

В числе претензий, высказанных вдовой, значилось и требование выплаты компенсации за использование личного автотранспорта. В 1991 году Михаил Александрович Борис выкупил у хозяйства автомобиль УАЗ-489. По договоренности с руководством он эксплуатировал его и по служебным надобностям. За это сельхозпредприятие обеспечивало главного агронома бензином. Такая практика существует в «Новой жизни» по сегодняшний день. С юридической точки зрения она выглядит несколько сомнительной. При постоянном дефиците топлива обеспечивать им специалистов, диспетчеров и заведующих фермами явно расточительно. Ведь бензин в хозяйстве выдается без конкретного учета времени использования личного транспорта в служебных целях. Директор Андрей Ратомский согласен, что в этом вопросе есть недоработка. Но такая практика сложилась задолго до его прихода в коллектив, и теперь здесь будет наведен должный порядок. Что же касается претензий Леониды Николаевны Борис, то они, по мнению Сергея Казимировича, безосновательны. В 2001 году ее супругу безвозмездно был передан после капитального ремонта второй автомобиль УАЗ. Только в 2004—2006 годах для обслуживания личного транспорта главного агронома хозяйство израсходовало запасных частей на сумму 2 616 026 рублей. Обеспечивался Борис и горюче-смазочными материалами. Например, в 2010 году ему было выдано 3609 литров бензина, 30 литров масла и 2 литра тосола.

К СОЖАЛЕНИЮ, нам не удалось вместе с главным специалистом по правовой и кадровой работе Несвижского райсельхозпрода Татьяной Степанович убедить Леониду Николаевну в неправомерности ее транспортных претензий. У сельхозпредприятия просто нет юридических оснований для выплаты каких-либо компенсаций. Тем не менее руководство «Новой жизни» готово оказать вдове материальную помощь. Для этого ей надо обратиться в открытое акционерное общество с соответствующим заявлением...

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter