«Форма воды»
А вот для Мартина МакДоны, наверняка знакомого с творчеством и Чехова, и Достоевского, уходящий год был не худшим, но и не лучшим. Его потрясающий фильм «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», созданный в лучших традициях напряженной психологической драмы, оказался не в таком зрительском фаворе. Но хотелось бы, чтобы такое кино было замечено и отмечено и зрителями, и всеми возможными наградами, потому как оно «не слишком серьезное, чтобы перестать смешить, но и не настолько смешное, чтобы скатываться в глупость». На самом деле это тоже простая, внятная и очень серьезная история о преступлении и наказании, о боли и сострадании, о терпении и прощении. Здесь у каждого своя непростая дорога к правде и друг к другу. Одним из самых больших кинопотрясений года для меня был эстонский «Ноябрь» Райнера Сарнета. Про древние эстонские сказания, языческий быт, скандинавские мифы про оборотней, домовых и души предков было рассказано то и так, что все это вроде бы далекое от нас по времени и ментальности стало вдруг близким и понятным. Как будто это и про нас, и про других, и про минувшее, и про нынешнее. За изысканной черно–белой картинкой, пронизанной мерцающим светом, озвученной почти мистической музыкой, за любовными страстями героев угадывались вечные сюжеты, на которых держится вся история человечества. Про эстонцев говоришь, а думаешь про свое. У нас ведь тоже есть легенды и притчи, предания и неповторимые сюжеты. Есть Короткевич и Барщевский, Рублевская и Казько. А вот кино такого нет. Значит, пока нет автора, у которого чувство национального совпадало бы с пониманием общечеловеческих ценностей. Но все равно этот год был не таким беспроигрышным. 34 фильма в Национальном конкурсе прошедшего «Лiстапада» — из этого можно выбирать. К тому же впервые был создан альманах молодого белорусского кино «Мы». Значит, есть надежда.
«Мы»
Уходящий год начался с «Нелюбви» Андрея Звягинцева. «Нелюбовь» прозвучала как диагноз всем нам, у которых оказались ампутированными многие душевные качества, которые потеряли способность чувствовать себя и других. А закончился вангоговской любовью. «Ван Гог. С любовью, Винсент» — гимн той самой любви, которая «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла».
2018 киногод начнется с «Оскара», по которому пройдет сверка наших предпочтений, вкусов, кинотеатральных премьер. Ждем.
lpsm3163@mail.ru