Предупредительный знак?..

Когда покупаю вещи, на производителя смотрю в последнюю очередь. Все равно в правдивость «лейбы» можно верить 50 на 50. Тут каждый десятый доллар в мире поддельный, а то фирменный логотип не вышьют...

Когда покупаю вещи, на производителя смотрю в последнюю очередь. Все равно в правдивость «лейбы» можно верить 50 на 50. Тут каждый десятый доллар в мире поддельный, а то фирменный логотип не вышьют. Да и наивно надеяться, что фирменные кроссовки  от мировых производителей можно купить за 100—150 тысяч. Почему-то во всей Европе самые дешевые «Nike», «Adidas» или «Reebock» стоят 150—200 долларов, а в Беларуси – 50—70. За что нашей стране такие скидки? Итальянские туфли в Риме стоят, как минимум, 200 евро. А в Минске они нередко продаются долларов по 100. Парадокс. 

А поэтому на этикетки даже не смотрю. Главное, чтобы удобно было, да и качество находилось в пределах нормы. В принципе, некоторые белорусские товары средней ценовой категории уже не отличишь от импортных: и по материалам, и по дизайну… Нельзя отличить чисто внешне. Но, наверное, почти в каждом крупном универмаге найдешь, как минимум, с десяток желтых ярких эмблемок над полками с красной надписью «Сделано в Беларуси». 

Но всегда ли привлекают эти таблички? Вопрос спорный. Если говорить о продуктах питания – несомненно. Отечественные сыры, хлеб, молочные изделия, колбасы и многое другое пользуется уважением и у отечественных потребителей, и у российских, и украинских… Если продукты питания сделаны в Беларуси, значит, они качественные, любые «левые» добавки исключены, они прошли все необходимые этапы контроля качества. 

А вот к непродовольственным товарам под маркой «Сделано в Беларуси» лично у меня двоякое отношение. Умом понимаю: отечественный текстиль, трикотаж и бытовая техника уже далеко не те, что были раньше. Да, за последние пять лет многое изменилось в лучшую сторону. Но психологически «Сделано в Беларуси» заставляет унестись в конец прошлого века. В то время было сложно найти мотивацию для покупки именно отечественного: уж больно страшно подчас оно выглядело. Пожалуй, для столь решительного шага было только два повода: перманентно пустой кошелек, когда денег не хватало даже на рыночный ширпотреб, либо глубокий патриотизм. Каюсь, сегодня для меня лейбочка «Сделано в Беларуси» означает только одно: здесь лежит дешевый, но не ликвидный товар. Понимаю, что это неправда, но душу мыслью не обманешь. 

Да и в принципе, что обозначает этот лозунг, так и осталось для меня загадкой. Чуть ли не призыв. Но воззваниями потребителя не проймешь. Слишком близок к телу приобретаемый товар. И немногих несогласие с директивами ЕС заставит отказаться от западного телевизора или другой техники. Политика политикой, а домашний комфорт – другая категория. 

На Западе уже не всегда поймешь: перед тобой профессиональный маркетолог или психолог. Там давно пришли к выводу: давить надо на личную выгоду покупателя – это самое эффективное. На этом и строят свои завлекалки. Немецкое качество греет душу потребителю: купил вещь – так за всю оставшуюся жизнь не сломается и не износится. Итальянский дизайн веет искусством, индивидуальностью. А культурным всегда быть приятно, даже если путаешь Рафаэля с «Рафаэлло». А что обозначает «Сделано в Беларуси»? Что говорит о товаре эта фраза? Обозначает принадлежность к стране? Так для этого давно придумали систему штрихкодов. Или это предупредительный знак: хочешь большего – иди в другой отдел? 

Возможно, не прав. Но под этой лейбочкой стоят и дорогие отечественные ЖКИ-телевизоры, и страш­ные тазики. А обозначение-то одно и то же. Возможно, уже не стоит жестко разделять на магазинных полках отечественное и импортное?! Понятия «плохой—хороший товар» – это категории эпохи дефицита. Сегодня потребитель делает оценку через призму соотношения «цена—качество». Скажем, в Токио можно приобрести зонтик и за 1—3 доллара, и за несколько тысяч. И все они хорошие и качественные, только дешевый рассчитан на одноразовое использование – дождь переждал и выбросил, а дорогой можно передать по наследству внукам. 

Видимо, не стоит уже сгребать белорусских производителей в одну кучу под «желтым знаком». Ведь отечественные товары тоже бывают разные. И дорогие, и дешевые, и элитные. Некоторые лучше импортных, другие проигрывают им по каким-то параметрам, встречаются и неконкурентоспособные… Вот «Милавица» в своих фирменных секциях совершенно спокойно рядом со своим бельем продает французское. И не давит на свою «национальную принадлежность». Потребитель разберется, что ему больше нравится. Впрочем, и производителей необходимо отучить «ходить толпой», а самим научиться отвечать за качество товара. А не призывать покупать свои изделия из чистого патриотизма… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter