«Предупредить болезнь намного дешевле, чем ее лечить»

В ПРОШЛОМ году на сто жителей Беларуси приходилось более тридцати госпитализаций. Кроме того, по статистике, каждый из нас в среднем посетил врача более 13 раз. Много это или мало? Более чем достаточно, говорят эксперты Министерства здравоохранения. Особенно если учесть, что кто-то ни разу не обратился за помощью, а кто-то вызывал врача, приходил на прием в поликлинику, посещал физиопроцедуры, проходил диспансеризацию более 26 раз… Причем не только койко-место в стационаре, но и обычные визиты в поликлинику становятся слишком затратными для бюджета. «Симптомы», как говорится, налицо, а устранять их предлагают радикальным методом — не наращивать объемы медпомощи. Нас, потенциальных пациентов системы здравоохранения, волнует при этом главный вопрос: не скажется ли «медицинская экономия» на самом дорогом — здоровье? Не пострадают ли от реформирования прежде всего сельские жители? Заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь Игорь ЛОСИЦКИЙ ответил на вопросы «БН».

Заместитель министра здравоохранения Игорь Лосицкий о плюсах и минусах «медицинской экономии»

В ПРОШЛОМ году на сто жителей Беларуси приходилось более тридцати госпитализаций. Кроме того, по статистике, каждый из нас в среднем посетил врача более 13 раз. Много это или мало? Более чем достаточно, говорят эксперты Министерства здравоохранения. Особенно если учесть, что кто-то ни разу не обратился за помощью, а кто-то вызывал врача, приходил на прием в поликлинику, посещал физиопроцедуры, проходил диспансеризацию более 26 раз… Причем не только койко-место в стационаре, но и обычные визиты в поликлинику становятся слишком затратными для бюджета. «Симптомы», как говорится, налицо, а устранять их предлагают радикальным методом — не наращивать объемы медпомощи. Нас, потенциальных пациентов системы здравоохранения, волнует при этом главный вопрос: не скажется ли «медицинская экономия» на самом дорогом — здоровье? Не пострадают ли от реформирования прежде всего сельские жители? Заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь Игорь ЛОСИЦКИЙ ответил на вопросы «БН».

— Игорь Геннадьевич, неужели белорусы на самом деле так часто болеют?

— Дело не в этом. Консультация у терапевта, посещение врача с профилактической целью, консультация или обычное измерение давления в кабинете доврачебной помощи — все услуги превращаются в цифры статистики, все регистрируется. Но при этом каждый визит к врачу, пусть даже и безрезультатный, человеку оплачивает государство. Конечно, в Беларуси расходы на здравоохранение от ВВП ниже, чем в европейских странах, но 24 триллиона рублей, согласитесь, сумма внушительная.

— Но можно ли снизить количество обращений к врачам так, чтобы это не сказалось на нашем здоровье?

— Думаю, можно. Надо только изменить подходы. К примеру, россияне амбулаторные посещения делят на три группы — те, кто приходит к врачу с профилактической целью, обращаются по неотложной помощи, в связи с заболеванием. Сегодня и мы должны разумно подходить к расходованию бюджетных финансов на здравоохранение. Главное здесь — выбрать самый оптимальный путь, чтобы не ущемить права граждан. Ведь, посмотрите, в международной практике основной упор делается на развитие амбулаторно-поликлинической помощи и технологий, замещающих стационарные.

Амбулаторная помощь гораздо дешевле лечения в стационаре. Ранняя диагностика не позволит пациенту запустить болезнь, а в итоге ему не придется лечиться в стационаре — дорогое удовольствие для государства. А мы, таким образом, избавимся от неэффективно используемого стационарного фонда. Ведь пустая койка от занятой по цене отличается всего лишь на треть.

Болезнь современными методами определить и предупредить куда дешевле, чем лечить теми же методами хронические заболевания. Поправлять здоровье в стационаре должен только тот пациент, кому это действительно необходимо, кому нужен постоянный круглосуточный уход.

— Да, не секрет, что многие ложатся в больничку, чтобы «прокапаться» и «подремонтироваться»…

— Согласен. И здесь важно самим людям все правильно объяснить. К примеру, если возьмем сердечно-сосудистые заболевания, то вести здоровый образ жизни, следить за своим давлением человеку не так сложно и, главное, менее затратно, чем государству выхаживать пациента с инсультом или инфарктом... Особенно непросто наших сельчан убедить заботиться о здоровье.

— А в какую сумму обходится государству посещение амбулаторное и пребывание в стационаре?

— Средняя цена койко-дня — 432 тысячи рублей. Посещение врача амбулаторно — 101 тысяча рублей. Но эта цифра весьма усредненная, как температура по палате. Разница между амбулаторным приемом и стационарной помощью отличается в разы. Причем для столицы она будет одна, для области — другая, для районной больницы, амбулатории, ФАПа — третья.

Цена же реанимационной койки исчисляется миллионами. Мы уже не будем говорить о трансплантации…

— В общем, государство может «сэкономить», но с условием, что люди будут здоровы?

— Слово «экономия» здесь не подходит. Деньги просто могут быть направлены на развитие системы, на увеличение зарплат в отрасли.

— А какая сегодня средняя зарплата у медработников?

— У врачей около шести миллионов рублей, у медсестер — около четырех... Но опять же, молодой специалист-врач, работая на одну ставку, получает около 3 миллионов, медицинская сестра — около 2 миллионов. Мало кто из медработников работает на одну ставку. Совместительство у врачей составляет 1,4 должности, у средних медицинских работников — 1,2. Почасовая оплата в здравоохранении, как и в сфере образования, ниже, чем в промышленности. Конкуренцию составляют своими зарплатами сетевые супермаркеты. Судите сами, кассир там получает пять миллионов рублей. Медсестра и санитарка — меньше.

— Если говорить о ранней диагностике, то сегодня она невозможна без современной техники. Но насколько высокие технологии в медицине доступны сельчанам?

— Практически в каждом крупном городе есть магнитно-резонансный или компьютерный томограф. В 2014 году планируется закупка нового лапароскопического оборудования для всех районов страны, чтобы обеспечить доступность малоинвазивных операций, особенно в гинекологии.

Во многих райцентрах появляются установки гемодиализа. Скоро возможность проведения этой процедуры появится у жителей Кобрина. К примеру, пока в Столине не было гемодиализа, приходилось «наматывать» пятьсот километров по кругу, чтобы собрать всех больных. 9 человек везли из района в Пинск. И так — несколько раз в неделю!

— Игорь Геннадьевич, а не устарела ли система ФАПов, амбулаторий? Наших читателей волнует, не планируются ли реформы в этом направлении?

— До тех пор, пока будет жива деревня, будет и система первичной медпомощи. Бояться сельским жителям нечего. Магазины закрывают, автолавки приезжают, есть и почта на «колесах». Пищу можно запасти впрок, а здоровье впрок не запасешь.

Сегодня в республике 2324 ФАПа. Мы стараемся сохранить их, несмотря на то, что иногда один обслуживает несколько сотен человек. ФАПы сегодня играют важную социальную роль. Хотя бывает, что содержать фельдшерско-акушерские пункты убыточно. Если рассматривать ФАП как структурное подразделение райбольницы, при полной нагрузке в среднем он должен обслуживать 900 человек. Но сегодня мы сохраняем ФАПы и там, где обслуживается и 50—70 человек.

К примеру, в Пинском районе самое большое количество ФАПов — 55. Из них 18 — с численностью населения менее 200 человек. Мы учитываем моменты наличия дорог, постоянно курсирующего транспорта, структуру населения.

— Сегодня в республике 38 процентов пенсионеров проживает на селе. Система здравоохранения сталкивается с тем, что эта категория требует большего объема оказываемой медпомощи.

— Все ФАПы — своего рода филиалы центральных районных больниц. Не менее одного-двух раз в неделю туда приезжает врач. Также мы обеспечиваем выездами в сельскую местность, которая имеет плохую географическую доступность, комплексных бригад медиков-специалистов.

Сегодня многие сельские жители  неохотно выезжают в районные учреждения здравоохранения, и то только тогда, когда прижмет. Почему? Они зачастую довольны качеством медуслуг, условий, которые созданы и оказываются в их местности. Все, как в городе, только к доктору попасть и получить комплекс процедур сельчанам проще. Благодаря Государственной программе устойчивого развития села мы настолько качественно оформили все амбулатории, многие ФАПы, что условия для работы и лечения там более комфортные, чем в поликлиниках райцентров и области. Врачебные амбулатории оснащены не хуже городских больниц. Они имеют автоматизированные компьютерные комплексы для контроля анализов, в том числе биохимии. Это уже не микроскоп, а компьютер. В каждой амбулатории — физиокабинет…

— Сегодня один из востребованных видов оказания медпомощи на селе — койки сестринского ухода. Для кого-то они становятся постоянным пристанищем, для кого-то — сезонным.

— Как правило, размещаются такие койки в участковых больницах. Возмещается 80 процентов пенсии, но сумма не покрывает всех затрат на лечение, пребывание, питание. Основная нагрузка приходится на осенне-зимний период, поэтому мы ежегодно на это время дополнительно разворачиваем до 140 коек для тех лиц, которым требуются не только социальный уход, но и медицинская помощь.

Сегодня коечный фонд больниц сестринского ухода составляет 2659 коек. Достаточно ли этого? Потребность растет, и мы думаем, что дальнейшие реорганизации в здравоохранении позволят нам увеличить объем коечного фонда.

У нас действует очень интересный межведомственный эксперимент в Брагинском и Кормянском районах, который касается взаимодействия между медицинскими работниками и работниками социальных служб. Он заключается в обучении социальных работников и родственников правильному уходу за пациентом. Этот эксперимент мы уже рассматриваем для внедрения в районах страны. Одно дело, когда пожилой человек находится в больнице, казенных стенах, и совсем другое — среди близких людей.

— Все области, кроме Минской, приграничные. Как развивается экспорт медуслуг?

— Неплохими темпами. Особенно в Витебской области. Доходы от экспорта медицинских услуг — самые высокие в республике, исчисляются миллионами долларов. Пациенты — медтуристы из России. Цена, за которую наши соседи могут получить необходимое лечение, устраивает, но, считаю, надо подтягивать сервис. Сегодня строить новое весьма затратно. Мы имеем достаточно развитые материально-технические базы районных больниц. Тем более что практически все они реконструированы. В Лунинце современная больница, новый хирургический корпус в Ивацевичах, вскоре открывается детская областная в Гродно. Все, что сегодня есть, — все движется. Дай Бог, чтобы так финансирование и продолжалось.

— Игорь Геннадьевич, насколько остра для глубинки проблема обеспеченности кадрами медицинской сферы? Какие условия выдвигают сегодня молодые специалисты?

— Проблема есть, но на сегодня практически все врачебные амбулатории страны обеспечены кадрами. Там, где молодой специалист не всегда приживается и по окончании срока намеревается уехать, стараемся уже готовить ему замену. Не всегда молодежь сетует на отсутствие жилья, невысокую заработную плату. Был случай. Молодые специалисты, отработав в небольшом городке два года, собрались уезжать. Лично поехал поговорить с ними. Почему, спрашиваю, уезжаете? Молоденькая врач призналась: устраивает зарплата, жилье, но здесь она «не может купить такой йогурт, который любит»…

Молодые сегодня приходят с другими мыслями. В свое время я начинал трудиться за зарплату 90 рублей. Работали сутками, вместо 15 человек трудились 7, но на жизнь не жаловались, шли как профессионалы вперед. Сегодня новое поколение медиков более прагратичное. Что делать — будем работать и с молодыми кадрами…

СПРАВКА «БН»

Беларусь в рейтинге ВОЗ, который складывается из пяти параметров (обеспеченность медперсоналом и больничными койками, доля расходов на здравоохранение, доступность медпомощи, равенство в этой сфере, продолжительность жизни), находится на 72-м месте, Украина — на 79-м, а Россия — на 130-м...

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter