В Осиповичском районе некоторые предприятия не оглядываются на кризис
Есть в системе коммунального хозяйства Осиповичского района предприятие «Водоканал». Три года назад оно числилось в отстающих. Сегодня же — в передовиках. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию во всем мире, здесь заявляют: «У нас кризиса нет».
— Мы как будто смогли его предугадать, — говорит директор УКПП «Водоканал» Игорь Третяк. – Четыре года назад, когда стали уменьшаться объемы строительства, к нам присоединили местную сельстроевскую ПМК, точнее, то, что от нее осталось. Был риск, что она потянет предприятие ко дну. В 2007 году, когда я сюда пришел, твердо решил: надо, не забывая о нашей основной деятельности, серьезно заняться строительством.
В наследство от ПМК «Водоканалу» досталось несколько единиц старой техники и с десяток специалистов. Задумав создание ремонтно-строительного участка, обновили подвижной состав, закупили новое оборудование. Чуть позже появились сантехническое и монтажное подразделения. За три года количество работников с 300 человек увеличилось до 450. И все при деле и хорошей зарплате.
Сначала, как и ПМК, занимались строительством домиков в агрогородках. Набирались опыта, набивали руку. Реконструировали дом в Бобруйске. А потом замахнулись и на строительство многоэтажки. В этом году за одиннадцать месяцев, как и положено по нормативным документам, возвели 120-квартирный дом. Субподрядчиков было минимум, только газовики.
— Могли бы сделать, как и планировали, еще 24-квартирный дом в Елизове, — уверяет Игорь Андреевич.— Но подвел заказчик: не подготовил документы.
Никто, в общем-то, и не сомневается, что «Водоканалу» по силе и большие объемы. За последние три года это предприятие стало лидером строительной отрасли района, постепенно обогнав другие государственные и частные организации такого же профиля. На 2010-й вообще масштабные планы – возведение четырех домов, среди которых четырехподъездная девятиэтажка.
— Не боитесь остаться без работы, если вдруг какой-то заказчик передумает строить? Кризис все-таки, — поинтересовались мы у директора.
— Что вы! У нас такая загрузка, что людей не хватает, — ответил он. – Нас зовут в другие города. В этом году крыли крышу в Минске, делали сантехнические работы в Глуске. Когда отменили строительство дома в Елизове, боялись, что отделочники будут простаивать. А потом перебросили их на свои объекты. Они сейчас доделывают физкультурно-оздоровительный комплекс для работников «Водоканала» и станцию техобслуживания.
СТО – это новое направление деятельности предприятия. Там постоянно придумывают что-то новое.
— Помимо прочего, у нас есть столярный цех, своя пилорама, — рассказывает Игорь Третяк. – Несколько лет работает участок по выпуску бетонных изделий: делаем ограды для собственных нужд и по заказу населения. Их рентабельность достигает 15 процентов. Но мы понимаем, что еще пару лет, и местный рынок полностью насытится этим видом продукции, поэтому необходимо искать новый вид деятельности.
Почему именно станция техобслуживания? Игорь Андреевич говорит, что в той части города, где она будет находиться, вообще нет ничего подобного. Да и во всем районе автомобили обслуживаются в основном кустарным способом. Все это, как правило, происходит в гараже какого-нибудь «мастера», который «ставит диагноз» на ощупь или на глаз. «Водоканал» же закупает самое современное компьютерное оборудование.
Не забывают, конечно, на предприятии и профильную деятельность. Правда, за последние три года потребление воды сократилось на 30 процентов. Люди установили счетчики и стали экономить. Пришлось даже законсервировать несколько скважин, закрыть насосную станцию (там как раз и делают СТО). Но специалисты этого участка никогда не сидят без дела. Очень много работы «подбрасывают» безответственные потребители, которые зачастую путают водопровод, канализацию с мусорным ведром. Чего только не извлекают «спасатели», когда выезжают по экстренному вызову!
— Хотя больше проблем у нас не с индивидуальными потребителями, а с предприятиями, — уточняет директор. – У нас только 0,3 процента неплательщиков среди населения. С ними мы быстро разбираемся: если не можем достучаться шесть месяцев, отключаем воду. Сразу оплачивают.
С предприятиями сложнее. Есть хронические неплательщики. Например, колхоз «Красный ударник», который в месяц потребляет воды всего на 680 тысяч, задолжал 62 миллиона, АО «Агропромтехснаб» — 44 миллиона. Как бороться с предприятиями, которые не платят годами?
— Должны быть партнерские отношения, — убежден Игорь Андреевич. – Всегда идем навстречу. Например, когда возможно, используем бартер. Но некоторые руководители стараются нас не замечать. Тогда идем на крайнюю меру: подаем в суд. Конечно, проще было бы отключить воду. Но мы не можем это сделать, ведь пострадают животные.
Собственно, неплательщики – это самая большая проблема предприятия. С остальными здесь легко справляются. Им ведь и кризис не по чем…
На снимке: бригада Сергея СИТНИКОВА завершает реконструкцию приемной камеры.
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ