Председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Николай Шевчук уверен: Беларусь преодолеет любое санкционное давление

Председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Николай Шевчук: «Все их разговоры о свободе — демагогия и только»

Президент Беларуси Александр Лукашенко на переговорах с Президентом России Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге заявил, что мы не просто выдержим западные санкции, а будем развиваться. Для этого все предпосылки: сохранены многие кооперационные отношения с Россией, растет товарооборот с ней, идет диверсификация в экономике. К тому же по целому ряду направлений объемы торговли с Евросоюзом и в прежние годы были совсем небольшими. Попавшие под санкции предприятия смогут найти комплектующие в других странах, продать туда готовую продукцию. Какие возможности у АПК и смежных областей, что они могут противопоставить санкциям и как диверсифицировать продажи на внешних рынках? Об этом и многом другом в беседе с обозревателем «СГ» размышляет с цифрами в руках председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Николай Шевчук.


— Николай Николаевич, нынешние санкции громкие. Но ведь давно существуют и на первый взгляд незаметные. Евросоюз, например, под различными предлогами просто не пускает на свой рынок нашу молочную продукцию, высокое качество которой оценено всем миром.

— Да, на Западе любят говорить о свободе, в том числе экономической, но под демагогические рассуждения о беспрепятственном доступе ЕС на чужие рынки защищают свои всевозможными преградами. В Евросоюзе, например, таможенные пошлины по многим видам молочной продукции составляют львиную долю стоимости. В итоге конечная цена вырастает на 50—100 процентов, и они становятся неконкурентоспособными. Такие подходы применяются и к другим товарам.

— Мы к этому уже привыкли. И…

— …не ломимся в закрытую на множество замков дверь, а ищем и находим открытые. Возьмем продукцию АПК. Поставки белорусского продовольствия в государства Азиатского региона за последние пять лет выросли в 13 раз. В этом году по сравнению с 2020-м прибавили 60 процентов. Расширяется список предприятий, аккредитованных для поставок мясных продуктов на рынки стран дальнего зарубежья, в том числе сертифицированных по религиозным нормам. 

— С продовольствием проще: все хотят есть. Тем более недавно прошла информация, что свыше 800 миллионов человек в мире недоедают. А как быть близкой к АПК белорусской калийной сфере, которую напрямую коснулись санкции?

— Во-первых, поставки нашего калия в Евросоюз небольшие, примерно 8 процентов от его общего экспорта. Львиную долю берут крупные покупатели: Бразилия, Китай, Индия. Во-вторых, запрет на реализацию в ЕС коснулся только некоторых видов калийных удобрений, причем неосновных. И только на будущие контракты. Так что небольшой объем, попадающий в перспективе под запрет, легко перенаправить на другие рынки.

Но что получит Евросоюз взамен? В мире спрос на калий превышает предложение. Крупнейшие производители — канадцы — связаны действующими контрактами и не смогут перенаправить дополнительные потоки этого товара. Значит, дефицит. Фермеры и их лоббисты будут возмущаться: мол, зачем им страдать из-за неразумной политики руководства ЕС. Словом, не зря народная мудрость гласит: не рой яму другому, сам в нее попадешь.

— Если мыслить буквально, падение в яму хоть и чревато неприятностями, но несмертельно. Гораздо страшнее эффект бумеранга, который может жестоко ранить охотника, а то и убить его.

— Несомненно, есть и более суровые последствия санкций для тех, кто их вводит. Возьмем соседнюю Литву. Тамошние экономисты подсчитали: если экспорт калийных удобрений через Клайпеду остановится, многомиллионные инвестиции государства в портовую инфраструктуру и железные дороги будут утеряны. Помимо прочего, порт лишится около 17 процентов всех сборов. Литовские железные дороги — свыше 16 процентов всех товаропотоков. Снизятся поступления в бюджет, тысячи людей останутся без работы. Вот где возможны реальные голодные бунты. К тому же это весьма скромные подсчеты. У некоторых экспертов они значительно выше. А для Беларуси ничего страшного не случится: мы перенаправим свои важнейшие товары через российские порты. 

— Александр Лукашенко требует уделять максимальное внимание импортозамещению. Еще на стыке тысячелетий нашлось немало скептиков: мол, зачем все производить у себя, если можно свободно купить на мировом рынке. Но Глава государства был непреклонен: максимум своего, может всякое случиться.

— Жизнь подтвердила мудрость Президента, его умение предвидеть самые неожиданные ситуации. Почти два десятилетия назад он принял решение о самообеспечении Беларуси сахаром. Действительно, мало ли что еще могут придумать недруги нашей страны? Вспомним и неоднократные требования Главы государства производить свои льняные и шерстяные ткани. Из родственной АПК сферы — выпускать в Беларуси самые современные комбайны. Мы видим, как непредсказуема ситуация в мире. Вчера — пандемия, сегодня — санкции, завтра — еще что-то. 

— Николай Николаевич, на чем строится ваша уверенность, что мы все невзгоды преодолеем, в том числе и различные эмбарго, о которых так много говорят?

— На силе духа нашего народа, который при любых трудностях никогда не удастся сломить. Это он демонстрировал не только на полях сражений на протяжении веков, но и в мирной жизни. Наши люди приветливы и добродушны и в то же время упрямы в хорошем смысле слова, могут постоять за себя. А еще я верю, как принято сейчас говорить, в эффективный менеджмент власти. Она уже сегодня, не дожидаясь последствий санкций, включилась в работу по их нивелированию. Идет поиск новых рынков, партнеров, углубление интеграции с союзниками. К тому же, давайте вспомним, сколько всяких эмбарго уже пережили. Выходили из них только окрепшими. Уверен, так будет и сейчас.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter