Интервью председателя ГПК Анатолия Лаппо для «СБ»: пусть наш народ будет спокоен. Мы достойно охраняем границу

28 мая Государственный пограничный комитет отметит 105‑летие. О нынешней ситуации на наших рубежах, провокациях со стороны сопредельных государств, развитии и модернизации пограничных застав и о том, почему последние пять лет для ведомства особые, рассказал председатель ГПК Анатолий Лаппо в интервью корреспонденту «СБ. Беларусь сегодня» в канун юбилейной даты.


— Анатолий Петрович, как оценивается обстановка на наших границах сегодня и есть ли необходимость изменять меры по ее охране?

— Ситуация прогнозируемая и контролируемая. Конечно, наиболее сложная она на южном направлении, так как впервые в истории суверенной Беларуси охраняем границу с государством, где идут боевые действия. На первом этапе мы перебросили резервы с других направлений. Со временем на мозырском направлении была сформирована маневренная группа нового типа по советскому образцу, которая состоит из трех застав. Не секрет, что туда добавили бронетехнику и минометные группы. Раз противник усиливается, то и граница неспокойна. А сколько оружия ходит по гражданским рукам? Вы знаете, есть и провокации. Но я скажу так: пусть наш народ будет спокоен. Мы достойно охраняем границу, несем службу в усиленном варианте.

— Ранее также поступали сообщения о провокациях со стороны военнослужащих теробороны Украины. Как в этом вопросе обстоят дела и готовы ли пограничники реагировать на такое поведение?

— На провокации обращаем внимание и реагируем. К ним, кроме пограничников, прибыло много посторонних людей: и тероборона, и вооруженные силы, которые не разбираются в особенностях нашей службы. 
Я подчеркну: на границе должен быть пограничник — и больше никого. Тогда будет мир и спокойствие на рубежах, никаких провокаций не будет. 
Что до них, вдоль границы, например, фиксируем беспилотные летательные аппараты. Иногда «случайно» они оказываются на белорусской территории. Пограничники применяют оружие, беспилотники сбивают. Еще одно направление провокаций — повреждение пограничной инфраструктуры. Кому мешает пограничный столб? Там наша символика. Украинская сторона демаркацию прекратила в одностороннем порядке, мы же работаем дальше. Кроме того, в украинских пунктах пропуска рядом со своим государственным флагом повесили бчб-тряпку. Зачем? 
Вот такие мелкие пакости. Мы на них не отвечаем. Но если будет угроза нашей безопасности, ответим в полную силу.

— Ситуацию обостряют и литовцы, которые периодически обвиняют белорусскую сторону в нарушениях литовских границ. И если об обстановке с Польшей и Украиной говорят очень часто, то о белорусско-литовской границе реже. С точки зрения возможных угроз как вы оцениваете остановку на границе с Литвой?

— На границе с Литвой более спокойная обстановка. Естественно, на этой теме литовцы пиарятся. Недавно было так называемое нарушение режима границы. Случайно наш военнослужащий, и мы не отрицаем этого, зашел на полтора метра. Оно бывало, есть и будет. И в Советском Союзе, и их пограничники тоже иногда заходят. Но мы на этом внимание не акцентируем. Разбираемся, что называется, на местном уровне. Для этого есть уполномоченные в пограничных отрядах. Литовцы еще себя ведут так потому, что мы по указу ­Президента ввели безвиз. Их очень бесит, мол, почему их граждане спокойно могут ездить к нам. Ну тогда и вы введите такие правила! Наши люди будут приезжать. Только спасибо скажут. Ведь у жителей по обеим сторонам живут родственники, много смешанных браков.

— И в пунктах пропуска со стороны Литвы не все гладко…

— Разберем на конкретном примере. Вот на литовской границе есть пункт «Каменный Лог», который должен пропустить 500 грузовиков. Сейчас пересекли границу только 146, а 575 все еще стоят в очереди. То же самое и в «Котловке» — пропускают лишь 15 — 20 процентов от нормы. А люди страдают. Едут и белорусы, и литовцы, и граждане других стран. Для них ведь важно быстро пересечь границу и поехать по своим делам. А возьмите еще дальнобойщиков — это хлеб, их работа. Они сутками и неделями стоят в очередях. 
С нашей стороны мы делаем все возможное, чтобы для людей было все удобно и комфортно, — если надо где-то добавить сил, ускорить очередь, мы это делаем.
— А что можно сказать про миграционный кризис? Как ГПК реагирует на вытеснение этих людей на нашу территорию?

— Миграционный кризис уже не такой острый, как был, но люди все равно идут. Более того, среди мигрантов, которые хотят попасть на Запад через Беларусь, много женщин и детей. Они жили в своих домах, по своим обычаям, никому не мешали, работали и ничего не просили. 
Но к ним пришли, дома разбомбили, а потом позвали к себе, по­обещав красивую жизнь. И куда людям деваться? Пока есть конфликты, а дома рушатся, они будут идти. Через пункты пропуска на границе этих людей не пускают, издеваются над ними. Только за этот год, по нашим данным, зафиксировали 15 смертей. 
А сколько на той стороне? В чем эти люди виноваты? Такими действиями сопредельные страны нарушают все возможные международные договоры.


— А как будет решаться вопрос технического оснащения на границе?

— В этом году мы сдадим один комплекс заставы на гомельском направлении, уже начали строить еще четыре. Идет постоянная модернизация и строительство. Мы покупаем новую технику. Сейчас практически на каждой заставе есть свой беспилотник. Солдат выходит на службу, берет с собой БПЛА, и ему уже не надо идти по грязи и топким болотам. Достаточно поднять аппарат, и обстановка будет видна. Это позволяет экономить силы и средства личного состава. Еще пример — пост на сморгонском направлении. Он полностью оснащен всеми необходимыми техническими средствами. Я в погранвойсках с 1981 года и могу сравнить, какой служба была раньше и какая сейчас. Это небо и земля. Процесс развития не остановить, и мы будем продолжать совершенствоваться. И если сегодня остановимся хотя бы на минуту, то завтра потеряем час.

— К слову, об использовании новейшей техники. Чтобы знать, как ею управлять, нужна определенная подготовка. Справляетесь ли вы, обучая специалистов, или, может, привлекаете кого-то из Вооруженных Сил?

— Технику, которую планируем использовать на практике, мы закупаем сразу в Институт пограничной службы, чтобы обучить офицерские кадры. Если это уровень солдата, то приобретаем технику в учебные центры. Люди, которые приходят служить на границу, уже обучены и знают, как все работает. Если будет необходимость, ребята пройдут переподготовку.

— Анатолий Петрович, 28 мая Государственному пограничному комитету исполнится 105 лет. Оборачиваясь назад, что можно сказать о прошедших годах и что бы вы пожелали своим коллегам?
— Последние пять лет были особые. Мы еще никогда не охраняли границу в таких условиях, не было такого колоссального развития технической составляющей нашей службы, как сейчас. Коллегам как пограничник хотел бы пожелать чистой контрольно-следовой полосы, а всему ведомству — двигаться только вперед.
gotovko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter