Председатель «Белгоспищепрома»: дефицита сахара, соли и других социально значимых товаров в Беларуси не будет

Председатель «Белгоспищепрома» Олег Жидков: «Держим в фокусе всю продуктовую цепочку — от посева и уборки до поставки в торговлю»

В начале своей независимости Беларусь сделала ставку на развитие аграрного сектора. Теперь уже никто с этим не спорит: решение было правильным. Уверенное положение дел в агропромышленном комплексе напрямую сказывается на благосостоянии людей, социально-политической стабильности в государстве. Беларусь в 2021-м экспортировала сельхозпродукции почти на 7 миллиардов долларов в более чем 100 стран. Несмотря на санкции, изменения в логистике, экспорт и в этом году растет, налажен выпуск импортозамещающих товаров. Белорусский потребитель не ощущает дефицита тех или иных продуктовых позиций. На выбор мясо, молоко, хлеб, фрукты, овощи, кондитерка и многое другое. Председатель «Белгоспищепрома» Олег ЖИДКОВ (на снимке) уверяет: потребность отечественного рынка в товарах, которые производят предприятия концерна, и впредь будет обеспечена в полном объеме. Включая те, которые чаще всего на волне ажиотажного спроса: соль, сахар, растительное масло. В «Белгоспищепроме» подчеркивают: дефицита социально значимых товаров нет и не будет.


— Постоянно контролируем ситуацию на внутреннем рынке. Это целый процесс, ведь надо держать в фокусе всю цепочку — от посева и уборки тех же сахарной свеклы и рапса до поставки в торговую сеть готовой продукции. Совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли определяем потребность рынка, составляются графики поставки, контролируем их выполнение. Освободившуюся нишу (соль из Украины занимала около 18 процентов) заменяем оте­чественным продуктом. К примеру, ОАО «Мозырьсоль» нарастило объем производства фасованной соли на 20 процентов. Предприятие работает без выходных, в сутки производит ее около 320 тонн. Вся соль поставляется на внутренний рынок, резкого существенного роста цен на нее не предвидится, — расставляет акценты Олег Жидков. 

Поваренную соль в наши торговые сети поставляет также «Беларуськалий», а каменная из Солигорска занимает около 20 процентов внутреннего рынка. Предприятия концерна увеличили производство маргарина, майонеза, мучных кондитерских изделий, детского питания. Не стоит волноваться хозяйкам в преддверии сезона закаток и о том, хватит ли сахара, — его в стране достаточно. Ажиотажного спроса нет. Более того, темпы реализации замедляются.

И пока в Евросоюзе предвещают глобальный дефицит растительных масел, в магазинах нашей страны их на выбор. Импортируем из России, поставки налажены без сбоев. Достойное место занимает отечественное рапсовое масло, объемы его производства даже выросли. Активное продвижение полезного продукта «Белгоспищепромом» на внутренний рынок дает результат: объемы реализации растут. Да и цена на него, будем откровенны, гораздо демократичнее, чем на подсолнечное. При этом каждый, кто хоть раз использовал рапсовое, перечислит и другие плюсы: при жарке не горит, не пенится и не горчит. На Западе, к слову, давно знают о высоком качестве белорусского масла из семян рапса: страны ЕС (притом что цена для них гораздо выше, чем для нужд белорусского рынка) наращивают его импорт. 

Кондитерская фабрика «Слодыч» расширит выпуск продукции за счет большей загрузки Ивенецкого филиала.

Олег Жидков подчеркивает, концерн контролирует ситуацию на предприятиях, своевременно принимает меры по минимизации санкционных мер: 

— Ситуация в отраслях стабильная и управляемая. Если в начале марта заводы немного снизили объемы производства из-за нарушения логистических цепочек с поставками сырья, комплектующими, то сейчас большинство диверсифицировали экспорт и наладили логистику.

Сокращение импорта и уход с белорусского рынка некоторых иностранных компаний в «Белгоспищепроме» воспринимают как возможность заместить данную продукцию своей, оте­чественной. Почти все предприятия концерна прочно стали на эти рельсы.

— В 2021-м импортозамещающей продукции выпустили почти на 235 миллионов долларов, а в этом году планируем увеличить до 255 миллионов. В том числе производство кондитерских изделий импортозамещающих сортов и видов довести до 108,5 миллиона долларов, — уточняет Олег Жи­дков. — Кондитерские предприятия в первую очередь сосредоточены на наращивании объемов выпуска импортозамещающего ассортимента. Они осваивают новые виды продукции, в частности различные виды шоколада, жевательного, фруктового мармелада, витаминизированных конфет. Словом, товаров, поступавших к нам в основном из стран Европы. Наши технологи разработали новые рецептуры, готовы выпускать аналоги, которые раньше не производили.

Конечно, сделать рывок в импортозамещении было бы невозможно без серьезной реконструкции предприятий. К примеру, инновационный проект по выпуску нового для страны ассортимента — диабетического мармелада, мармелада для питания при интенсивных физических нагрузках, желейных кондитерских изделий — внедряется на УП «Красный пищевик-Славгород». ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» расширит выпуск продукции за счет большей загрузки мощностей на производственных площадках в Молодечно, Ивенце. Строительство нового цеха рафинации жиров на ОАО «Минский маргариновый завод» позволит производить кондитерские жиры и реализовать задачу по их импортозамещению. В концерне поделились интересной статистикой: за последние десять лет реализовано более 30 импортозамещающих проектов, которые позволили выпустить свыше 100 новых наименований шоколада. В том числе благодаря этому прекращение поставок кондитерских изделий из некоторых государств почти не отразилось на кондитерском рынке страны. У покупателей по-прежнему есть широкий выбор сладкой продукции по доступным ценам.

Инновационные проекты внедряются на УП «Красный пищевик-Славгород».

В «Белгоспищепроме» обращают внимание: цель модернизации — не только увеличить объемы, но и улучшить качество товара. Ассортиментные новинки считают беспроигрышным вариантом, тем более в их составе натуральные ингредиенты: фрукты, орехи, пищевые волокна. Бонус — минимум сахара.

Накормить вдоволь жителей Беларуси, обеспечить поставки на внутренний рынок Союзного государства — дело первостепенной важности для заводов и фабрик концерна. «Белгос­пищепром» с задачей справляется. При этом уровень доверия к белорусской продукции за рубежом достаточно высокий, экспорт продукции концерна насчитывает около 70 стран. 

— Одним из основных рынков сбыта остается Россия. В январе — апреле 2022 года туда поставлено товаров на сумму 50 миллионов долларов, или 50 процентов от общего объема экспорта концерна. Переформатирование рынков только набирает обороты, сегодня видим четкий вектор в торговом сотрудничестве с Юго-Восточной Азией. Нам хорошо знаком вьетнамский рынок, а белорусские продукты питания популярны у жителей Вьетнама: солод, печенье, кондитерские изделия, крепкие спиртные напитки, пиво. Настало время увеличивать объемы и расширять экспортную корзину, — отмечает Олег Жидков.

Судя по тому, что уже есть успехи по перенаправлению экспортных потоков кондитерских изделий из Украины в КНР, предприятия концерна с задачей справляются. «Белгоспищепром» открыл для себя рынок Поднебесной не так давно, около семи лет назад. Так, только за первые три месяца белорусских сладостей в Китай поставлено на 1,5 миллиона долларов — рост в два раза. Интересна наша продукция странам Ближнего Востока, Персидского залива, Израилю.

Что касается логистики в новых реалиях, мы и к этому были частично готовы, — добавляет Олег Жидков. — Даже в условиях внешнего давления решаем каждую проблему. Логистические цепочки выстраиваются через российские порты, железную дорогу. Концерн в меньшей степени испытывает сложности в связи с санкциями, поскольку работа выстроена так, чтобы не зависеть от поставок своей продукции в европейском направлении.

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter