Предприятие широкого профиля

ЕСЛИ бы это предприятие обслуживало только хозяйства, судьба его сегодня была бы, видимо, другой. Дело в том, что они теперь тоже считают деньги. И если раньше для выполнения некоторых работ приглашали технику со стороны, то теперь пытаются обходиться собственными силами. В свою очередь это несколько сузило потенциал сервисных предприятий. Когда сельхозпредприятия испытывали дефицит техники, то местный агрохимсервис, например, держал около 150 машин и примерно 100 тракторов. При этом практически вся техника работала на сельское хозяйство. Потом постепенно спрос на услуги стал падать. Держать прежнее количество людей стало невыгодно. Пришлось расширять сферу деятельности, в том числе заниматься и не свойственными ранее видами для сохранения специализации, производства, людей…

Щучинский агрохимсервис занимается не только обслуживанием сельхозпредприятий, но и другими видами работ. Потому и чувствует себя достаточно уверенно

ЕСЛИ бы это предприятие обслуживало только хозяйства, судьба его сегодня была бы, видимо, другой. Дело в том, что они теперь тоже считают деньги. И если раньше для выполнения некоторых работ приглашали технику со стороны, то теперь пытаются обходиться собственными силами. В свою очередь это несколько сузило потенциал сервисных предприятий. Когда сельхозпредприятия испытывали дефицит техники, то местный агрохимсервис, например, держал около 150 машин и примерно 100 тракторов. При этом практически вся техника работала на сельское хозяйство. Потом постепенно спрос на услуги стал падать. Держать прежнее количество людей стало невыгодно. Пришлось расширять сферу деятельности, в том числе заниматься и не свойственными ранее видами для сохранения специализации, производства, людей…

Агрохимсервис занимается теперь агрохимическим обслуживанием предприятий, снабжением их минеральными удобрениями и средствами защиты растений, оказывает услуги по разгрузке, хранению и погрузке грузов, которые поступают железнодорожным или автотранспортом, занимается международными и внутриреспубликанскими перевозками, производством деревянных изделий и тары, внешнеэкономической деятельностью, оптовой и розничной торговлей. Он имеет свою гостиницу, работает мойка автомашин.

Руководитель предприятия Юрий Ващило не скрывал: основной доход акционерному обществу дают международные перевозки, на долю которых приходится более 50 процентов всей прибыли. Так что этот вид деятельности во многом определяет финансовое благополучие щучинских химиков. Здесь 14 мощных автомашин, которые колесят практически по всей Европе. Кто-то занимается перевозкой молочной продукции, кто-то — поддонов, которые, кстати, изготавливают сами. В этом транспортном подразделении и самая высокая выработка на человека — около 60 тысяч долларов в год. У тех, кто занимается внутренними перевозками, она 40—41 тысяча долларов, в остальных еще меньше. Дело в том, что на некоторых видах работ при всем желании более 20 тысяч не наберется. Но без агрохимического обслуживания, других видов деятельности аграриям не обойтись. И если исходить только из чисто экономических интересов, то на долю мехотряда приходится около 15 процентов выручки, столько же дает деревообработка, а остальное — доход базы снабжения, гостиниц, от торговли запчастями для сельхозтехники, других работ и услуг. Расчет в этом деле общеизвестный: в случае неудачи в одном виде деятельности выручит другой.

Но какими бы видами деятельности ни занимался агрохимсервис, главным для него всегда оставалось обслуживание предприятий сельского хозяйства. Непосредственно на них работает 15 самосвалов и 20 тракторов. Известкование кислых почв, вывозка органических удобрений, перевозка кормов, зерна, сахарной свеклы, картофеля, проведение химзащитных мероприятий — вот далеко не полный перечень работ, которыми приходится заниматься механизаторам предприятия. На железнодорожной станции оно имеет мощный склад для хранения доломитовой муки, жидких и твердых минеральных удобрений. В 2011 году поставили линию по сортировке картофеля. Прежде чем заняться его выращиванием, просчитали все плюсы и минусы. Оказалось, в накладе быть не должны. Убирают его своими комбайнами, сами сортируют, затаривают в сетки, загружают в вагоны и отправляют картофель потребителям, а нестандартный — на крахмальный завод. Хотя доход от этого вида деятельности и небольшой, но главное — здесь тоже можно занять часть людей. Тем более что к концу октября эти работы практически заканчиваются, а дальше, в зимний период, остается заниматься только минеральными удобрениями.

Руководитель прекрасно понимает, что на известковании, например, долго можно и не продержаться. Появится какой-либо конкурент, предложит более выгодные условия, выиграет тендер, и тогда все деньги на проведение этих работ уйдут к нему. Поэтому приходится постоянно отслеживать ситуацию: знать, на какие условия согласны сельхозпредприятия, какие ожидают объемы работ, сроки их выполнения и, конечно же, экономическую выгоду. А иначе может получиться, как в первом квартале на внесении доломитовой муки, когда за три месяца получили 70 миллионов рублей убытков. Компенсировать их рассчитывают за счет работы с дефекатом. И то при условии, что в прошлом году вывезли его на поля. В результате можно будет выйти хотя бы так на так. Долги агрохимсервису — за запчасти, минеральные удобрения под яровой сев — составляют уже около шести миллиардов рублей, что равнозначно примерно двухмесячному объему работ. Поэтому большие надежды возлагают на расчеты урожаем.

— Мы уже забыли, когда обновляли технику для известкования кислых почв. Приходится восстанавливать изношенные МВУ, — продолжал Юрий Мечиславович. — Если и дальше не будет новых таких машин, то и для нас эта работа может оказаться неинтересной. Каждая из них должна быть рентабельной. Хорошо, когда подворачиваются большие объемы, но теперь они не те, что были раньше.

Руководитель предприятия прекрасно помнит, когда за сезон вывозили по 400 тысяч тонн торфокрошки. Но в прошлом лимит на нее урезали до 10 тысяч тонн, а нынче для приготовления компостов, возможно, не будет совсем. Можно представить, насколько уменьшилась вывозка органики с ферм. Из агрохимсервиса постепенно в хозяйства ушла и заготовка кормов. Из стабильных транспортных работ остались лишь перевозка зерна и свеклы. Поэтому приходится искать заказы на стороне. Подвернулась, например, работа в Островце на строительстве атомной электростанции, провели там два месяца. Нашли в районе деньги для ликвидации пустующих зданий — выполнили и этот заказ.

Как и любому руководителю аналогичного предприятия, Юрию Ващило хотелось бы иметь более стабильную круглогодичную загрузку производственных мощностей. Он назвал лишь несколько вариантов на перспективу: запустить склад по переработке шротов, увеличить парк автомашин международных перевозок и объемы переработки леса, модернизировав при этом соответствующее предприятие. Есть еще несколько идей, о которых не стал распространяться, сославшись на коммерческую тайну. Теперь остается лишь воплощать задуманное в конкретные дела.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter