Предприниматели заявили, что латвийский транзит может прекратить свое существование

На фоне проведения спецоперации России в Украине и введенных санкций со стороны ЕС латвийский транзит подошел к красной черте. Представители отрасли грузоперевозок высказались о ситуации в эфире Rus.LSM.lv.

Иллюстративное фото pixabay.com

Происходящее сейчас они назвали катастрофой. Предприниматели также заявили, что дорабатывают последние недели. Похожая ситуация складывается и на железной дороге.

– То, что сейчас надвигается в плане перевозок, – это катастрофа, – признал Александр Черкасов, член правления ассоциации Latvijas Auto.

Латвийские компании, занимающиеся грузоперевозками, балансируют на грани банкротства. Возить через восточную границу практически нечего, санкционные ограничения – это 140-страничный документ со списком запрещенных товаров.

– Образно говоря, Latvijas auto создавалось как бизнес перевозчиков с третьими странами: Украина, Беларусь и Россия. Судя по всему, скоро мы вообще не сможем работать, – добавил Черкасов. 

Существовавший ранее в отрасли кадровый голод усугубился новыми ограничениями в отношении граждан третьих стран. У большей части латвийских транспортных компаний свыше 50% водителей — это россияне, белорусы, узбеки и украинцы.

– Сейчас ЕС ввел санкции, но они не касались трудовых виз. А Латвия – одна из немногих стран, которая приняла запрет и по трудовым визам в том числе. Те есть, если у нашего водителя истекает срок действия визы, мы должны его увольнять, – пояснил член правления ассоциации.

Параллельно появились и проблемы с оплатой услуг. Причем не только за текущие перевозки, но и за те, которые были осуществлены ранее, до обострения ситуации в Украине. 

Руководитель одной из латвийских транспортных компаний рассказал:

– Грузы перевозились до санкций,  приходится объяснять банку все нюансы, чтобы деньги были зачислены нам за уже проделанную работу.

Грузоперевозки по железной дороге тоже под большим вопросом. Как уже признал министр сообщения Талис Линкайтс, плохой прогноз таков: перевозки из России по железной дороге сократятся на 85%. Под санкции попали Российские железные дороги (РЖД). Большая часть транзита в Латвию осуществляется посредством ее вагонов. 

В латвийской ассоциации транзита Rus.LSM.lv сообщили, что приостанавливается транспортировка не только тех грузов, которые были под прямыми санкциями, но даже движение контейнерных поездов, которые шли через Рижский торговый порт из Китая. А на них, кстати, возлагались большие надежды. 

– Китайская сторона уже приостанавливает. Если РЖД в списке санкций, то как с ними сотрудничать? Можно проплату делать через Казахстанские железные дороги, но это самый маленький из вопросов,  – подчеркнул председатель правления Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш.

В ассоциации считают, что страны Балтии без транзита станут своеобразным аппендиксом Евросоюза, а упадок транзитной инфраструктуры нанесет большой вред экономике страны.

Глава минсообщения, со своей стороны, заявил 9 марта в эфире латвийского радио, что в нынешних условиях нужно сохранить железнодорожную сеть в техническом порядке, чтобы обеспечить перевозку пассажиров и оставшихся грузов. 

Ситуация в портах может быть немного лучше, чем на железной дороге, поскольку, меняя получателей и поставщиков товаров, Латвия будет нуждаться в сырье и сможет ввозить его также через порты. Грузооборот Вентспилсского порта может уменьшиться на две трети, Рижского – на 45%, Лиепайского – на 10–20%.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter