Предприниматели растут

Условия для ведения бизнеса должны быть комфортными, а правила для всех — одинаковыми

Условия для ведения бизнеса должны быть комфортными, а правила для всех — одинаковыми


ДАЖЕ в самых крупных экономиках Европы львиная доля производства и услуг приходится, как правило, на малые и средние предприятия. Причем в разных странах Евросоюза условия для ведения такого бизнеса практически одинаковы. В Беларуси и России малый и средний бизнес, говоря по большому счету, еще только становится на ноги. Ему приходится преодолевать немало серьезных проблем. Этим озабочены правительства наших стран. В частности, вопрос о гармоничном и согласованном развитии малого и среднего бизнеса недавно был рассмотрен на очередном заседании Совета Министров Союзного государства. Какие же аспекты требуют внимания в первую очередь?


— Белорусские субъекты малого бизнеса заинтересованы в сотрудничестве с российскими коллегами, — утверждает начальник Главного управления внешней экономической политики Минэкономики Беларуси Роман Бродов. — С российской стороны есть достаточно интересные предложения. И у белорусских предприятий есть возможности эти заказы выполнять. Однако эффективность такого сотрудничества в ряде случаев невысока. Налицо отсутствие равных условий хозяйствования. Нашим государствам в процессе интеграции предстоит выявить подобные проблемы экономического взаимодействия. Затем для их преодоления министерствами и ведомствами двух стран с учетом интересов бизнес–сообщества будут выработаны соответствующие предложения...


Дисбаланс белорусско–российского экономического сотрудничества особенно выражен в сфере малого бизнеса. Он формирует 30 процентов отрицательного сальдо в торговле Беларуси с Россией. Это 2,5–3 миллиарда долларов в год. Экспорт белорусского малого бизнеса менее чем на четверть компенсирует тот импорт, который он приобретает в России. По мнению специалистов, для выравнивания баланса необходимо развивать как производство новых видов товаров, так и расширение выпуска нынешних, увеличивать инвестиции, создавать совместные производства с выходом на рынки третьих стран.


Одним из способов, как нивелировать эту разницу в товарообороте, может стать беспрепятственный доступ белорусского малого предпринимательства к российским государственным и муниципальным заказам. Открытый доступ к госзакупкам является одним из ключевых условий формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Ими подписано соответствующее соглашение, вступающее в силу со следующего года. Однако в 2008 году, когда Россию затронул мировой финансово–экономический кризис, там было принято решение о 15–процентной преференциальной поправке для отечественных участников конкурсов на выполнение государственных и муниципальных программ. Кроме того, практически все тендеры проводятся в электронном виде, и участвовать в них могут лишь резиденты России, поскольку только они обладают правом электронной печати и подписи и тому подобными атрибутами. Следовательно, белорусским фирмам надо открывать представительства в соседнем государстве? Для малого бизнеса накладно и хлопотно.


— В российском правительстве понимают нашу озабоченность, — говорит Роман Бродов. — Создана рабочая группа для их разрешения. Надо отчетливо понимать и то, что, получая доступ к российской экономике, Беларусь полностью открывает свою для российского бизнеса...


Итак, конкуренция растет. Однако есть сфера, где возможности национальных властей пока не ограничены, — это система регистрации и налогообложения субъектов хозяйствования. Это также важнейший фактор развития предпринимательства, особенно малого и среднего, и привлечения инвестиций. Беларусь уже не один год стремится сделать максимально комфортным свой бизнес–климат. Перед правительством поставлена задача войти по этому показателю в первую тридцатку мирового рейтинга.


— Нас порой упрекают в том, что в Беларуси выше, чем в России и Казахстане, налог на добавленную стоимость, однако в стране практически отсутствует такой ощутимый платеж, как налог на добычу полезных ископаемых, — объясняет ситуацию начальник Управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Беларуси Алла Сундукова. — Да и не в НДС главное. В рамках ЕврАзЭC попытались было унифицировать условия деятельности малого бизнеса и пришли к мнению: слишком разный в наших странах размер экономик, отсюда — разные налоговые системы. Было принято другое решение — сделать так, чтобы малому и среднему бизнесу было комфортно на внутреннем рынке...


Работа в этом направлении идет в Беларуси не один год, очередной шаг — введение самого высокого по сравнению с другими странами порога, за которым для малого предпринимательства начинается уплата ряда налогов. Он, к примеру, в 10 раз выше, чем в Великобритании. Фермеры вообще на три года освобождаются от платежей в госказну. Перечень налогов сократился до 6–7, при этом удалось уйти от наиболее «вредных» для субъектов хозяйствования оборотных налогов. Даже при достаточно высоком доходе субъект хозяйствования может не вести бухгалтерский учет, пользоваться упрощенной системой налогообложения — перечень послаблений, введенных за последнее время правительством с учетом пожеланий местных бизнес–структур, достаточно велик.


— Сейчас в Беларуси налоговая нагрузка на малый бизнес такова, чтобы он просто родился, чтобы у него появилась заинтересованность жить и развиваться, — продолжает Алла Сундукова. — На просторах СНГ у нас самая либеральная система упрощенного налогообложения. В дальнейшем будут либерализированы вопросы налогового администрирования с упором на электронное декларирование. Это еще более упростит предпринимательскую деятельность.


В следующем году Беларусь намерена войти в топ–50 мирового рейтинга глобальной конкурентоспособности. Его особенность в том, что примерно половина учитываемых показателей должна касаться предприятий с численностью 100 и менее работников. В 2010 году Россия занимала 66–ю позицию в этом рейтинге, а Казахстан — 72–ю.


BIBIKOV@SB.BY


МИНСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter