Минторг: около 13 тысяч ИП не успели продать остатки товаров

Предприниматели хотят заставить нас одеваться дорого и немодно

Года полтора-два назад моя знакомая, активная бизнесменка, решила проработать новое направление для своей деятельности. На этот раз она задумала оптом поставлять из Китая в Беларусь купальники. Оценив транспортные затраты и волокиту с сертификацией, махнула на эту идею рукой – уж больно хлопотно и по итогу невыгодно для бизнесмена с ограниченными финансами. Стала изучать турецкие швейные фабрики, предлагающие уже сертифицированный трикотаж. Но и тут, учитывая предлагаемые условия, при которых выгодно брать только особо крупные, решила попридержать коней. «Если бы я могла позволить себе вложить большие деньги, то отдача была бы неплохая. С маленькими же суммами в этом направлении нет смысла работать», — подытожила она, сожалея, что до сих пор не доросла до крупной торговой компании.

Похожие сетования давно доносятся от ипэшников, которые до сих пор упрямо пытаются сопротивляться 222-му Указу, требующему с 1 января сертифицировать весь ввезенный в Беларусь товар. Когда им предлагают вместо китайского ширпотреба торговать белорусской одеждой, они парируют: мол, не хотят стоять на рынке с одинаковым ассортиментом. Когда призывают ввозить сертифицированный товар или самостоятельно его сертифицировать, опять же утверждают, что в случае с маленькими партиями, с которыми большинство из них работает, это чересчур накладно, сильно отразиться на розничной стоимости одежды, а значит, это и предпринимателю невыгодно, и потребителю в ущерб.

Очевидно, что в этом случае нужно организовывать крупные оптовые поставки, что, естественно, не под силу ипэшникам, как и моей подруге. Такими поставками для снижения затрат следовало бы заниматься крупной платежеспособной компании, а не малому бизнесу. В момент подписания указа эту функцию возложили на оптовые базы. Но, как оказалось позже, далеко не все из них способны удовлетворить потребности предпринимателей. Тогда государство в очередной раз пошло навстречу и создало отдельную компанию с теми же функциями – «Внешэкономсервис». Курируемая Минторгом, сегодня она доставляет товары под заказ конкретного предпринимателя. По сути, делает за предпринимателей часть их прежней работы, явно упрощая их бизнес без серьезных финансовых потерь. То есть им теперь не нужно самостоятельно искать производителя продукции легкой промышленности с подлинными сертификатами, а потом тащить товар баулами из той же Москвы. Странно, но предприниматели все равно недовольны, все равно надеются на отмену указа. Но не раз  на самых высоких уровня было сказано, что возврата к старым схемам не будет, время отсрочек заканчивается. 

Те, кто понял это  с первого раза, уже давно переориентировались – нашли для себя поставщиков, наладили контакты с тем же «Внешэкономсервисом» и, возможно, даже оценили определенные преимущества работы по-новому. Несмотря на все сложности и прочие внешние обстоятельства, они работают, а раз работают, значит, это возможно и выгодно. Кстати, и о нераспроданных остатках товара они не говорят. Хотя бы потому, что понимают: даже если бы не было этого указа, спустя полтора года любая одежда морально устарела бы (предприниматели жалуются, что до сих пор не могут распродать остатки товара, ввезенного еще до 1 июля 2014 года). Кто не первый год работает с одеждой, знает, что никогда она  не распродается полностью, всегда есть остатки, которые сложно продать уже даже в следующем сезоне, так как мода стремительно меняется. А потому часть стоимости партии всегда закладывают в издержки. Так что ссылаться  на колоссальные убытки от якобы до сих пор нераспроданного товара по меньшей мере смешно.

Вся эта история, которая тянется уже больше года, похожа на некое бодание. Это контрпродуктивно, нужен компромисс. Государство это поняло и сделало уже не один шаг навстречу: дало отсрочку вступлению в силу указа, затем поручило ряду организаций (тем же оптовым базам) помогать предпринимателям, в конце концов  создало для этого отдельную компанию. Тем не менее часть предпринимателей, примерно тысяч тринадцать,  ничего этого не видит, ничего не слышит. Но, раз уж мы договариваемся, наверное, честнее будет, если обе стороны станут делать шаги навстречу друг другу, иначе компромисс получается какой-то ущербный..

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter