Накануне дня рождения вспоминаем знаменитого белорусского кинорежиссера Виктора Турова

Предмет искусства – человек

Кинонаследие Виктора Турова поэтично и сдержанно

Сегодня в это сложно поверить, но когда-то появление на телевидении многосерийного белорусского фильма становилось событием. Если премьера проходила на Центральном телевидении СССР, еще и гордость переполняла сердца: «Это сняли наши, белорусы! Это увидят во всех уголках Советского Союза!» Если премьера транслировалась только на белорусском телеканале — радость была не меньшей. Да-да, господа: были времена, когда работали лишь две телевизионные кнопки, при этом эстетических впечатлений всем хватало. И не было ощущения, что нас чем-то обделяют, что-то проходит стороной. Бурлил белорусский кинематограф, и народный артист БССР и СССР, кинорежиссер, сценарист и педагог Виктор Туров был в центре этого потока. 25 октября, накануне дня рождения Виктора Тимофеевича, на телеканале «Беларусь 3» в 11:45 будет показана его драма «Воскресная ночь», а также биографический документальный фильм Белтелерадиокомпании «Мастер. Режиссер Виктор Туров» в 13:25. Добавим и мы несколько штрихов к его портрету.

Белорусское кино действительно смотрели. «Время выбрало нас» Михаила Пташука, «Последнее лето детства» Валерия Рубинчика, «Плач перепелки» Игоря Добролюбова, «Белые одежды» Леонида Белозоровича (состав там был в основном российский: Валерий Гаркалин, Людмила Гурченко, Андрей Болтнев, Жанна Эппле, но снимали на «Беларусьфильме»). И, конечно, «Люди на болоте» Виктора Турова — великий фильм о белорусском национальном характере и белорусской деревне. Вспоминаю раннюю картинку детства: всей семьей смотрим «Люди на болоте». Радость узнавания деревенского быта, возвышенная поэтика и особая скромная красота пронизывали этот фильм о полесской деревне. «Люди на болоте» — это наши «Гроздья гнева», наши «Унесенные ветром» и «Сибириада». Проза Ивана Мележа получила достойное воплощение. К слову, именно картины по его романам стали вершиной творчества Виктора Тимофеевича, где он проявил себя как тонкий, зоркий, пластичный мастер. Сегодня это великое кино практически забыто, но верю, что мы к нему еще вернемся: там есть неподвластная времени правда о белорусском национальном характере.

За вычетом каких-то случайных, компромиссных, не всегда отвечающих его таланту картин, Туров работал широкими мазками. Он, чуткий к деталям, обращавший особое внимание на визуальную культуру и пластику кадра, по-новому открыл для нас темы войны и белорусской деревни.

О мастере сказано и написано очень много — его современниками, единомышленниками, врагами. Не хотелось бы повторяться. Картины «Я родом из детства» и «Через кладбище» (решением ЮНЕСКО эта лента внесена в число ста наиболее значимых фильмов о Второй мировой войне) навсегда вписали имя Турова в мировую кинематографию. «Через кладбище» называли самым необычным фильмом из тех, что были сняты о войне на тот момент.

На съемках фильма «Сыновья уходят в бой» в Новогрудском районе. Марина Влади, Владимир Высоцкий, актриса Светлана Суховей и режиссер фильма Виктор Туров. 1969 год.

Дружба с Владимиром Высоцким — отдельная страница в биографии Виктора Тимофеевича. Яркая, страстная, со своими скачками и перепадами, мужскими загулами, встречами между вокзалами, спорами об искусстве и разговорами до утра… Они работали вместе, Высоцкий снимался у Турова и написал песни для его картин. Теперь в каждый юбилей актера и поэта мы вспоминаем и яркий «туровский след» в его судьбе. В день 40-летия со дня смерти Владимира Высоцкого его сын Никита сказал: «В Беларуси отец бывал часто. Он действительно дружил с Виктором Туровым, уважал его талант и писал песни, которые потом звучали в фильмах режиссера, в том числе и в тех, в которых отец не снимался».

Виктор Туров (справа) на съемках «Полесской хроники» по роману И. Мележа. 1984 год.
Виктор Тимофеевич оставил яркий след в кино и в своих учениках. Продолжает работать в кинематографе и анимации его дочь Елена Турова. Остались в профессии ученики Рената Грицкова, Иван Павлов и Александр Анисимов. Кто-то, как талантливейший Александр Колбышев, снявший достойную и предельно драматическую картину «Волки», уже ушел из жизни… Годы невостребованности дают о себе знать, оказывают свое подлое, пусть и не сразу заметное, воздействие на человеческое сердце. Жаль, что наши мастера — Туров, Добролюбов, Пташук — преподавали не так системно и последовательно, как Михаил Ромм, тогда и учеников могло быть больше. Всегда какой-то злой рок мешал состояться и реализоваться смелым замыслам наших кинематографистов. Как-будто с небес им в самый неподходящий момент говорили: «Стоп! Снято!..»

Александр Колбышев вспоминал в одном из интервью: «Виктор Тимофеевич научил нас очень важной вещи. Он настаивал на том, что главный предмет искусства — человек. Когда рассказываешь экранную историю, не теряй из виду героя, его радостей, его драм, его состояний, реакций. И если какая-нибудь история, пусть даже сама по себе очень напряженная, острая, не касается человека, она будет неинтересна зрителю. Этому постулату стараюсь следовать всегда».

Был еще один случай, характеризующий мастера. В свое время он помог однокурснице Маргарите Касымовой переехать в Минск, когда в Душанбе начались волнения на религиозной почве. Касымова попала в больницу с шестнадцатью переломами, а ее мать избили в очереди за молоком. «На мой призыв помочь откликнулись два хорошо знакомых мне человека — мои однокурсники Виктор Туров и Георгий Шенгелая, — вспоминала Маргарита Наимовна. — Ехать в Грузию? Из огня да в полымя? А Витя Туров сказал мне тогда: «У меня есть хлеб — разделим поровну!» Была еще одна причина выбрать Беларусь: мой отец прошел ее с боями. Освобождал Витебск. Нам всегда помнились его рассказы об удивительно добром, героическом белорусском народе. И мы с мамой прилетели в Минск. Было это 29 августа 1992 года. В руках один чемодан. И все надо начинать с белого листа...»

Туров пришел на «Беларусьфильм» после окончания ВГИКа в 1959 году, и сама система координат, атмосфера и планка, конечно, тогда были совершенно другими. Как признавался в интервью «Народной газете» оператор Дмитрий Зайцев, работавший с режиссером, вгиковское братство было нерушимым, а учебный процесс упоительным и практически круглосуточным: «ВГИК был таким единым учебным комплексом. Мы ходили на лекции к художникам, слушали, что говорит Сергей Герасимов, приходили в институт в 8 утра и уходили в 11 вечера. Потом все творческие люди Москвы приезжали в наше общежитие ВГИКа, потому что там целую ночь работал буфет. Собирались абсолютно разные люди — художники, композиторы, литераторы. По нашему студенческому билету мы могли посетить любую выставку и любой спектакль. Незабываемое время и общение!»

Туров возглавлял белорусский Союз кинематографистов. Был обласкан властью, находился на вершине успеха, имел авторитет среди коллег. С кем-то у него были неизбежные эстетические расхождения, но, говорят, свою точку зрения он всегда высказывал прямо и резко, не юлил. Его учителем по ВГИКу был великий Александр Довженко, снявший шедевр «Земля», которым сегодня восхищаются все представители киноэлиты — от Эмира Кустурицы и Стивена Содерберга до Ларса фон Триера и Йоргоса Лантимоса. Имея такую «точку отсчета» в профессии (так называлась и одна из картин режиссера), трудно было идти на компромиссы, а они были неизбежны. Да, может быть, его однокурсникам по мастерской Довженко Ларисе Шепитько или Отару Иоселиани удалось сказать больше. Но оттого, что туровское наследие — наше родное и кровное, на этом солнце не хочется искать пятен.

КСТАТИ

В память о мастере, уроженце Могилева, в его родном городе с октября 2011 года ежегодно проходит фестиваль «Туровская осень».

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter