Предложения, от которых не отказываются

Белкоопсоюз и коллеги из Марий Эл подписали протокол о намерениях

В рамках Таможенного союза просматриваются неплохие перспективы для установления долговременных деловых отношений между Белкоопсоюзом и Марийским респотребсоюзом Российской Федерации

В последнее время четко прослеживается пристальный интерес зарубежных партнеров к развитию сотрудничества с Белорусским республиканским союзом потребительских обществ. Не стал в этом смысле исключением и визит в Белкоопсоюз представительной делегации Марийского респотребсоюза Российской Федерации. В течение нескольких дней коллеги из Марий Эл имели возможность ознакомиться с работой ряда объектов потребительской кооперации республики. Конструктивный обмен мнениями затем состоялся в Правлении Белкоопсоюза. По итогам визита был подписан протокол о намерениях, в котором обе стороны заявили о своем стремлении к установлению тесных контактов на взаимовыгодной основе.

До недавних пор сотрудничество Белкоопсоюза с российскими кооператорами из Поволжья было, если можно так выразиться, на нулевой отметке. Поэтому нынешний визит в нашу страну делегации Марийского респотребсоюза следует расценивать как своего рода прорыв в затянувшейся паузе. Причем, заметьте, инициатива исходила от коллег из соседнего государства, которые, как выяснилось в ходе общения, были неплохо осведомлены об успехах белорусских кооператоров и не скрывали своей заинтересованности в заимствовании тамошнего опыта с целью последующего применения и распространения у себя в кооперативных организациях. Что ж, они не разочаровались в своих ожиданиях. В Белкоопсоюзе постарались максимально учесть все пожелания гостей, предоставив им возможность на практике ознакомиться с существующими подходами в постановке дела на примере отдельных объектов потребительской кооперации республики.

Учреждение образования «Молодечненский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза в особом представлении, думается, не нуждается. А поскольку, как известно, кадры решают все, логичным было пожелание марийских коллег поближе познакомиться с организацией учебного процесса, а также бытом и досугом учащихся – будущих специалистов потребительской кооперации. В роли гида выступил директор учебного заведения Виктор Алехнович, в сопровождении которого гости совершили небольшую познавательную экскурсию по колледжу. Судя по их реакции, впечатления остались самые хорошие. Общее мнение выразила руководитель делегации председатель совета Марийского респотребсоюза Нина Махмутова. По ее словам, уровень подготовки сотрудников и преподавателей, состояние материально-технической базы колледжа отвечают современным предъявляемым требованиям. Если же провести параллель с аналогичными российскими кооперативными учреждениями образования, то сравнение будет неоднозначным. Там, например, обучение ведется только на платной основе, тогда как в нашей республике часть учащихся по-прежнему получает образование по направлениям кооперативных организаций. В результате в Белкоопсоюзе имеют возможность четко управлять вопросами планирования, подбора и расстановки кадров. Ведь в таком случае молодой специалист должен после распределения отработать установленный срок в направившей его на обучение кооперативной организации.

На этот момент обратил внимание членов делегации начальник управления кадров, образования, организационно-кооперативной и идеологической работы Белкоопсоюза Георгий Ермалович. По его словам, в Белкоопсоюзе сформирован специальный фонд, в котором аккумулируются средства для поддержания ведомственных учебных заведений. При условии полного перехода на платное обучение необходимость в нем, видимо, отпадет, но тогда в кооперативных организациях могут возникнуть проблемы с кадрами. Поэтому, прежде чем принимать какое-то решение, следует действовать по известной пословице: «Семь раз отмерь, а один – отрежь». Ведь даже в нынешних условиях учреждения образования потребкооперации по сравнению с государственными находятся в более затруднительном положении. Если там, к примеру, содержание студенческих общежитий дотируется из бюджета, то в ведомственных такие обязанности возлагаются на собственника. В результате при направлении на учебу будущего специалиста в кооперативных организациях вынуждены выделять дополнительные средства и на эти цели. В российских учебных заведениях потребительской кооперации, понятно, такие вопросы не возникают. Впрочем, как верно замечено, нет предела совершенству, и, возможно, такие встречи по обмену опытом помогут определиться, какой вариант предпочтительнее.

— По-хорошему завидуем, как у вас организовано дело, — выразила общее мнение своих коллег руководитель российской делегации председатель совета Марийского респотребсоюза Нина Махмутова после ознакомления с работой ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат» Минского облпотребсоюза.

Говорила она, на мой взгляд, вполне искренне. Хозяева не только показали гостям, так сказать, техническую начинку производственных цехов, но и провели по всей технологической цепочке, начиная от поступления сырья до выхода готовой продукции. Те были в полном восторге, что, впрочем, вполне объяснимо. Разве можно остаться равнодушным, узнав, например, о том, что емкостное хозяйство предприятия рассчитано на 3,2 тысячи тонн яблок, переработка которых затем ведется вплоть до следующего сезона заготовок. Дешевое исходное сырье – одно из условий получения конкуренто-способной продукции. В высоких вкусовых качествах которой, кстати, российские кооператоры убедились после дегустации. Очень понравился, в частности, голубичный сок, о целебных свойствах которого можно судить хотя бы по тому, что он выводит из человеческого организма антибиотики.

По достоинству были оценены также другие виды выпускаемой на комбинате продукции. В свою очередь гости предложили хозяевам отведать яблочного сока собственного производства. О вкусах, как говорится, не спорят, поэтому приведу авторитетное мнение специалиста. Инженер-аналитик предприятия Галина Хоружик отметила, что в яблочном соке из Марий Эл присутствуют концентраты, тогда как в произведенном на комбинате применяются только натуральные компоненты.

В то же время она не исключала возможности использования концентратов при приготовлении яблочного сока в период межсезонья в случае нехватки сырья.

Состоявшийся обмен мнениями показал, что по многим вопросам у российских и белорусских кооператоров схожие позиции. Было единодушно, в частности, поддержано предложение Георгия Ермаловича о том, что надо менять психологию заготовителей, сдатчиков. Ведь не секрет, что нередко на переработку поступает ягода с мусором и не первой свежести. Обычное дело, когда сдатчик, например, в течение нескольких дней пытается реализовать ту же чернику на базаре и лишь после того, как это не удалось сделать, предлагает приобрести ее кооператорам. С подобной практикой, считает Георгий Евстафьевич, надо кончать, и в этом он был не одинок. Не совсем правильно, видимо, и то, что установленная на комбинате линия шоковой заморозки фактически эксплуатируется лишь один месяц в году, в период массовой заготовки ягод, а в остальное время простаивает. Выход – в расширении ассортимента замораживаемой продукции, как это сделано, например, в Глусском райпо, где получен неплохой экономический эффект.

Должен заметить, вопросы экономики, финансов так или иначе постоянно присутствовали в ходе ознакомительного тура российской делегации из Марий Эл по объектам потребительской кооперации республики. Они были в центре внимания и во время посещения Поставского райпо. Здесь гостей лично встречал председатель правления райпотребобщества Григорий Левковец. О мас-штабах хозяйственной деятельности этой кооперативной организации можно судить хотя бы по тому, что она занимает первое место в Витебском облпотребсоюзе по этому показателю. Только в январе нынешнего года, например, эта цифра составила свыше 8,1 миллиарда рублей. В предыдущие годы чистая прибыль в райпо достигала одного миллиарда рублей и лишь в 2009-м, после повышения ставок по банковским кредитам, несколько уменьшилась.

По словам Григория Левковца, сдерживающим фактором стали также фиксированные предельные цены на выпускаемое продовольствие. В результате рентабельность производства не превышает 5 процентов.

— Вынуждены пользоваться банковскими кредитами, — констатировал Григорий Арсентьевич, — причем счет идет на миллиарды рублей как по долгосрочным, так и по краткосрочным. С другой стороны, очень велика дебиторская задолженность, но в силу ряда причин наши партнеры не спешат ее погашать.

Ситуация, действительно, нелепая. Однако следует признать, что даже в таком случае в Поставском райпо умеют хорошо трудиться, показывая в этом пример коллегам из других регионов. Судите сами. С 1990 года здесь не только не сократилось количество работников, а наоборот, ежегодно создавалось не менее двадцати новых рабочих мест. И хотя, признался Левковец, конкурировать сложно, а рынок потребительских товаров в республике перенасыщен, но тот, кто ищет, всегда найдет свободную нишу. В частности, в райпо сделали ставку на экспорт — только в Россию и Прибалтику в минувшем году было отгружено продукции на 1 миллион 678 тысяч американских долларов.

Знакомство россиян с объектами Поставского райпо началось с кафе «Поозерье». Его интерьер выдержан в национальном стиле, а в меню – в основном блюда белорусской кухни. Между тем прежде здесь было обычное, ничем не примечательное предприятие общепита. Свой нынешний облик кафе приобрело после проведенной реконструкции, после чего количество посетителей увеличилось примерно в пять раз.

— В Поставы приезжает много иностранных туристов, — рассказал Григорий Левковец. — Наряду с другими местными достопримечательностями их привлекает также национальный колорит, а в кафе «Поозерье» мы предлагаем посетителям блюда, приготовленные по старинным белорусским рецептам наших бабушек.

Кстати, в городе имеются два частных предприятия общепита, но они не смогли составить достойной конкуренции кооперативным, и в обозримой перспективе ситуация здесь вряд ли изменится. Иное дело розничная торговля, где на 30 магазинов потребкооперации приходится 125 коммерческих торговых точек. Вообще же, лицензию на право ведения розничной торговли имеют 1200 человек. Подсчитано, что ежемесячно на долю частной торговли припадает в среднем 1,2 миллиарда рублей доходов местного населения. Это, для сравнения, в пять раз меньше, чем в потребкооперации, но почивать на лаврах, как говорится, не приходится, конкуренты тоже не дремлют. Поэтому в райпо предпочитают действовать на опережение, и это неплохо удается.

В качестве примера можно привести хотя бы универсам «Центральный», товарооборот которого еще три года назад не превышал 26 тысяч долларов, а теперь составляет 250 тысяч долларов. Покупателям здесь предлагают 21 тысячу (!) наименований товаров, не считая горячей выпечки, когда продукция приготавливается в присутствии покупателей. Примечательно, что после открытия «Центрального» все расположенные по соседству частные торговые точки тут же «сменили ориентацию» — с реализации продовольствия на косметику и парфюмерию.

В отличие от «Центрального» универсам «Юбилейный» находится в спальном микрорайоне города и даже в жилом доме. Однако здесь тоже нашли внутренние резервы для наращивания объемов деятельности. Удачной, в частности, оказалась идея разместить тут же кафе-кондитерскую. В результате розничный товарооборот увеличился почти в три раза, а удельный вес кондитерских изделий в общем объеме товарооборота возрос с 2 до 10 процентов. Но особенно поразило членов российской делегации то обстоятельство, что на небольших производственных площадях выпускается ежемесячно до одиннадцати тонн белобулочных и кондитерских изделий, как минимум, тридцати наименований.

Неизгладимое впечатление произвели на гостей из Марий Эл также производственные объекты Поставского райпо. В частности, квасильно-засолочный цех, который был сдан в эксплуатацию в середине сентября прошлого года. Несмотря на короткий срок, здесь уже имеют надежных зарубежных партнеров, прежде всего в России, куда в 2009 году было отгружено 70 процентов заготовленных огурцов. По информации Григория Левковца, планируется перерабатывать ежегодно в среднем 1,5 тысячи тонн сырья, для хранения которого, равно как и готовой продукции, созданы просто отличные условия, отвечающие всем современным требованиям. Что касается хлебозавода райпо, где также побывали российские коллеги, то о нем можно, наверное, сказать и так: образцово-показательный объект, и это, поверьте, не будет преувеличением. Во всяком случае после дегустации хлебобулочных изделий те высоко оценили их вкусовые качества.

Заключительным аккордом в ознакомлении с работой белорусских организаций потребительской кооперации стало посещение Логойского райпо. В сопровождении председателя правления районного потребительского общества, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Ирины Парахневич члены делегации побывали в универсаме «Замковый, торговом центре «Логойский пассаж», на других объектах, которые, если можно так выразиться, являются визитной карточкой в целом потребительской кооперации республики. Неудивительно, что гости из Марий Эл пытались вникнуть буквально во все тонкости, дойти, так сказать, до сути дела. Ирина Михайловна, как и подобает радушной хозяйке, дала обстоятельные ответы на все интересующие их вопросы.

— Марийский респотребсоюз, — отметила Нина Махмутова на итоговой встрече в Белкоопсоюзе, — в Российской Федерации занимает по объемам деятельности двадцать пятое место из девяносто восьми потребительских союзов, а в Поволжье вообще находится на восьмой позиции. Поэтому наш потенциал достаточно высок, но, должна честно признаться, он не идет ни в какое сравнение с тем, что мы увидели у вас в республике. Так что командировка в Белкоопсоюз оказалась во всех отношениях полезной. Члены делегации, в составе которой были руководители ведущих потребительских обществ, почерпнули здесь для себя много интересного. Взять, например, детское кафе в Поставском райпо. Мы тоже в минувшем году открыли такое же, но затем также быстро закрыли. А все потому, что до конца не продумали, как эффективно организовать дело. Думается, опыт поставских кооператоров, а также наработки их коллег из Молодечно, в том числе и в сфере образования, нам в будущем очень пригодятся.

Нина Махмутова высказала пожелание в дальнейшем развитии сотрудничества с Белкоопсоюзом. Что ж, белорусские кооператоры готовы к установлению долговременных деловых контактов, а от поступивших предложений, как говорится, не принято отказываться, поскольку они весьма заманчивые. По словам председателя Правления Белкоопсоюза Сергея Сидько, на марийском потребительском рынке наверняка будут пользоваться покупательским спросом наши ковровые, трикотажные, чулочно-носочные изделия, продукция бытовой химии, другие товары, которые кооператоры республики готовы поставлять в требуемых объемах и в оговоренные сроки. А в том, что Белкоопсоюз – надежный и перспективный партнер, ни у кого, думаю, не возникло и тени сомнения.

По информации заместителя начальника отдела внешнеэкономической деятельности Белкоопсоюза Татьяны Зубрицкой, в минувшем году было поставлено на экспорт товаров более чем на 42 миллиона американских долларов – почти в два раза больше, чем закуплено по импорту. Белкоопсоюз в настоящее время сотрудничает с 28 странами, но основным партнером все-таки остается Россия, на долю которой приходится 62 процента в общем объеме внешнеэкономической деятельности. Причем, что является особенно притягательным моментом, через свои республиканские и областные оптовые базы белорусские кооператоры могут экспортировать в том числе и продукцию, произведенную на других предприятиях республики. В данном случае оптовые базы выступают в роли их дилеров, получая товары по заводским отпускным ценам. Если понадобится, то можно будет отгрузить в Марий Эл даже трактор — такой опыт уже имеется. К тому же в рамках Таможенного союза сотрудничество между нашими странами, смею предположить, получит новый мощный импульс в своем развитии.

Подводя итог встречи, Сергей Сидько подчеркнул, что Россия, как когда-то СССР, является нашим общим домом. А коль это так, то жить в нем надо в добрососедстве и согласии, и если сотрудничество между Белкоопсоюзм и Марийским респотребсоюзом действительно обретет зримые черты, то можно считать, что поставленные цели были успешно достигнуты.

На снимке: председатель Правления Белкоопсоюза Сергей СИДЬКО вручил руководителю делегации председателю совета Марийского респотребсоюза Нине МАХМУТОВОЙ памятный сувенир – часы с символом Беларуси — зубром.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter