Об информировании клиентов

Предложение, от которого стоит отказаться

На нашем рынке связи конкуренция настолько обострилась, что, казалось бы, потребители могут купаться в море предложений, выбирая между выгодными и супервыгодными. Вот и к нам в почтовый ящик недавно поступило такое предложение — провести в квартиру новую линию связи, которая обеспечит очень высокие скорости подключения к интернету и возможность просмотра телевидения с любого современного мобильного устройства. И все это — по весьма щадящим ценам, особенно на первые три месяца. Идея выглядела заманчивой — настолько, что я попросил телефонного коммивояжера выслать мне почитать договоры, которые нужно подписать, чтобы стать их новым абонентом. На том конце возникла неловкая пауза: парень явно не знал, как реагировать на просьбу. Хотя, согласитесь, в этом нет ничего предосудительного: получить бумаги заранее и внимательно почитать, за что и сколько ты будешь платить.


Через несколько дней я все–таки получил письмо на свой электронный ящик. Это была «классика жанра» — 2 соглашения в общей сложности на 15 страниц убористого текста. Если бы я поддался на рекламные увещевания и сразу вызвал к себе представителей фирмы для монтажа линии и оформления отношений, то наверняка подписал бы эти бумаги не глядя. На этом строится определенный психологический расчет. Как–то неудобно заставлять людей ожидать, пока ты во все вникнешь. Тебе сразу ставят птичку, где подмахнуть, и вперед!

Почитал внимательно. Написано «нормальным» птичьим языком выпускника юридического вуза, но к этому я уже как–то привык. Смутило одно обстоятельство: оператор связи может менять свои тарифы по собственному усмотрению, а сообщение об этом ему достаточно разместить у себя на сайте в разделе «Абонентам» за 10 дней до вступления изменений в силу. И я сам должен отслеживать эту информацию. Если перевести это в практическую плоскость: минимум 3 раза в месяц я должен заходить на сайт моего нового оператора, чтобы проконтролировать, как там ситуация с тарифами: не повысились ли?

Вам не кажется, что в наш век современных технологий и огромного выбора способов связи — начиная от работы традиционной почты и заканчивая мессенджерами социальных сетей — заставлять человека регулярно читать, условно говоря, доску объявлений в интернете в поисках юридически значимой для него информации — это не комильфо? Понятно, делается такая ссылка с тем же психологическим расчетом: мы формально перед вами отчитались, вы за 10 дней никак не отреагировали на новые тарифы или правила, так что платите уже другие деньги. И не придерешься...

А теперь самое забавное. Зашел–таки на сайт этого оператора, и раздела «Абонентам», который был указан в образце договора... там не оказалось! «Как же так? — поинтересовался я в переписке с агентом. — Куда смотреть, где искать тарифы?» В ответ получил ссылку на другой раздел корпоративного сайта рекламного характера, а информацию о ценах вообще нашел в третьем. Маркетологи, как говорится, не дремлют, и с помощью опять–таки современных информационных технологий научились упрятывать самую важную информацию столь ловко, что без настоящего расследования ее не найти. Это даже круче мелкого шрифта, которым в свое время «баловались» финансовые учреждения, предлагая наивным гражданам кредиты под астрономические проценты.

Вы, видимо, уже догадались, что в итоге от такого заманчивого предложения я отказался. Потому что, если уже на первом этапе фирма расставляет для потребителя ловушки, то что будет дальше, если речь зайдет, например, о качестве услуг? А вопросы наверняка бы возникли, поскольку фирма не учла, скажем так, невысокий культурный уровень отдельных жильцов нашего конкретного подъезда, которые, говоря языком милицейского протокола, из хулиганских побуждений повредили новые коммуникации, проложенные без учета антивандальных требований. А проще: вырвали «с корнем» пластмассовые короба для кабеля связи. И кстати, никто у нас, жильцов, не спросил согласия на то, чтобы эти короба в один прекрасный день появились в нашем подъезде и на лестничных клетках (между прочим, по закону нашей общей собственности).

Общий вывод: даже высокая конкуренция не гарантирует эффективную работу «невидимой руки рынка», на которую долгое время ссылались наши пролиберальные публицисты. Иногда надо вмешиваться общественности, государству, чтобы четко определить правила игры и обозначить двойные сплошные, которые нельзя пересекать. В ситуации с надлежащим информированием потребителя ничего нового придумывать не надо. Достаточно пойти по пути, по которому пошла в своей сфере наша судебная система: использовать короткие сообщения на мобильные телефоны. Вполне современно, практично и технологично.

v3282726@yandex.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter