“Предлагаю внести поправку...”

Кто бы мы ни были по своему статусу — рабочий или офисный сотрудник, учащийся или министр, сельчанин или горожанин, — нас объединяет то, что мы являемся потребителями. Работу по защите прав потребителей координирует и контролирует в Беларуси Министерство торговли. Это высшая инстанция, в которой обиженные покупатели (клиенты) могут найти правду. И все же главная ее задача — совершенствование потребительского законодательства. 2 марта в редакции “Народной газеты” прошла “прямая линия” с начальником управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ириной НАРКЕВИЧ. Наша читательская аудитория очень понравилась Ирине Владимировне. Значительную часть вопросов она назвала глубокими, позволившими ей за частным случаем увидеть типичные проблемы и пути их устранения. Сегодня мы публикуем ответы на часть вопросов. Ответы на остальные будут опубликованы в ближайших номерах “Народной газеты”.
— Ирина Владимировна, недавно в моей любимой “Народной газете”, на которую я подписываюсь много лет, проходила “прямая линия” с министром торговли Беларуси, и он сказал, что упаковка товара должна быть бесплатной. Однако в нашем магазине “Брест” в микрорайоне Юго-Запад за упаковку нужно платить. Даже если я куплю 200 граммов колбасы, то ее положат в пакет, а он стоит 100 рублей. Для нас, пенсионеров, это очень накладно. Я взял тот номер “Народной газеты”, показал завотделом в магазине и спросил у нее, почему же она не выполняет распоряжение Министерства торговли. Но она даже не стала со мной разговаривать. Магазин приватизированный, и они что хотят, то и делают. Прошу заставить администрацию этого магазина не брать с покупателей деньги за упаковку.
Иван Петрович ДЕРНОВИЧ, г.Минск.
— Приятно, что вы следите за информацией, что у вас активная гражданская позиция и вы отстаиваете свои потребительские права.
По требованию покупателя продавец, действительно, обязан передать ему товар в бесплатной упаковке, причем неважно, к какой форме собственности принадлежит магазин. Например, если продукт питания предварительно расфасован в пакет, цена которого включена в стоимость товара, то продавец обязан выложить товар в бесплатную упаковку (на практике ею обычно является бумага) и передать покупателю.
Мы проверим магазин “Брест”, и, если факты подтвердятся, его администрация будет привлечена к ответственности.
— Есть ли у меня как  потребителя возможность получить консультацию бес-
платно?
Потребитель из Лиды.
— Конечно, есть. Для получения бесплатной консультации по потребительским вопросам обращайтесь в исполкомы по месту жительства к уполномоченному по защите прав потребителей. Кроме того, вы можете обратиться в вышестоящие инстанции: управления торговли и услуг облисполкомов и Минского горисполкома, а также в наш республиканский орган по защите прав потребителей — Министерство торговли.
— Помогите добиться от Министерства связи, чтобы оно устранило гудение базовых станций мобильных операторов, которое я стала слышать в своей квартире с осени прошлого года. Понаставили этих станций на крышах зданий по всему Минску, а теперь их монтируют по всей Беларуси для лучшей работы мобильников. Меня очень угнетает этот слабый, но постоянный звук, похожий иногда на тонкий свист, от которого, бывает, закладывает уши... Фактически меня лишили тишины... Есть ли у Минздрава заключение о безопасности такого рода технических устройств для здоровья человека?
Е.ИВАНОВА, г.Минск, улица Есенина.
— Как вы правильно заметили, соответствующее оборудование устанавливается для увеличения покрытия территории и повышения качества услуг сотовой подвижной связи и направлено на удовлетворение возрастающих потребностей наших граждан в этих услугах. Другое дело, что интересы одних людей не должны ущемлять интересы других, здесь я с вами совершенно согласна. Поэтому Минторг обратится в Минсвязи и Минздрав с просьбой разобраться и проинформировать общественность, насколько указанное оборудование представляет опасность для здоровья человека. Разъяснения будут опубликованы в “Народной газете”.
— Я купила фотоаппарат через Интернет, при этом чека мне не выдали. В фотоаппарате обнаружился дефект, и я теперь не знаю, что мне делать. Хотелось бы вернуть бракованное изделие продавцу, но как его найти?
Т.ОХРИМУК, Браславский район.
— Для предъявления претензий продавцу не обязательно иметь чек. Достаточно документа с отметкой о продавце или иного доказательства приобретения товара у конкретного продавца.
Если вы приобретаете товар в Интернете, рекомендуем при доставке товара проверить наличие у продавца лицензии на осуществление розничной торговли, а если товар является сложнотехническим — также сертификат соответствия. В обязательном порядке потребуйте чек либо иной документ, подтверждающий оплату. Кроме того, при приобретении технически сложного товара проверяйте наличие надлежащим образом заполненного технического паспорта, инструкцию по эксплуатации либо руководство пользователя, а также гарантийного талона с отметкой о продавце. Любой интернет-магазин подчиняется общим правилам торговли и должен предоставлять всю необходимую информацию о себе (свидетельство о государственной регистрации, лицензию, юридический адрес и контактные телефоны). Одна из форм предоставления такой информации — размещение ее на сайте интернет-магазина.
Если такая информация отсутствует, то следует задуматься, стоит ли покупать товар у данного продавца.
— Мне еще не доводилось встречать на упаковке продуктов питания надпись “содержит генно-модифицированные компоненты”. Проверяются ли теперь продукты перед продажей на ГМС, и все абсолютно или только некоторые? Могу ли я, обычный гражданин, сделать такой анализ, по какому адресу и сколько это будет стоить?
Наталья Викторовна, Брест.
— С 1 ноября 2005 года продовольственное сырье и пищевые продукты из сои, кукурузы или продуктов, в составе которых есть компоненты из сои или кукурузы, должны проходить лабораторный контроль. В случае, если лабораторными исследованиями будет обнаружено, что эти продукты генетически модифицированные или в них содержатся генетически модифицированные составляющие, то производители или поставщики такой продукции должны предоставить потребителю информацию на каждой единице потребительской тары (этикетке, контрэтикетке, ярлыке) или ином носителе информации в виде надписей “генетически модифицированный... (наименование продукта)” или “(наименование продукта)... содержит генетически модифицированные составляющие” независимо от процентного содержания ГМС.
Для осуществления контроля продовольственного сырья и пищевых продуктов на наличие генетически модифицированных составляющих в республике определены пять аккредитованных лабораторий системы Минздрава, Госстандарта и Национальной академии наук. Проводится работа по аккредитации еще четырех. В Бресте таких лабораторий две. Это РУП “Брестский центр стандартизации, метрологии и сертификации” и ГУ “Брестский областной центр гигиены и эпидемиологии”.
Данное исследование вправе провести любой гражданин, если у него есть возможность представить в лабораторию не менее 200 граммов исследуемого продукта и заплатить от 150 до 170 тысяч белорусских рублей.
— Могу ли я сдать компьютер в магазин после первой же его поломки, или сначала из документов на компьютер должны вырезать какое-то количество гарантийных талонов?
В.ПОДОЛЯКО, Наровлянский район.
— Да, можете. Законодательство не запрещает требовать возврата денег за некачественный технически сложный товар после первой же его поломки — согласно статье 19 Закона о защите прав потребителя. Однако в то же время продавец имеет право на проведение экспертизы, которая должна установить, что стало причиной возникновения — производственный дефект или неправильная эксплуатация. Вы сможете расторгнуть договор купли-продажи только в случае, если это производственный дефект.
(Продолжение следует.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter