В день юбилея Октябрьской революции "Лiстапад" погрузится в виртуальную реальность

Предлагается обзор на все 360 градусов

«Расскажите о своем аттракционе», — предлагаю я Митрию Соркину и спотыкаюсь о его строгий, почти учительский тон: «Важно понимать, что виртуальная реальность — это не аттракцион, а новый инструмент, в том числе для кинематографа». Однако смущения школьницы, плохо выучившей урок, не ощущаю — пока далеко не я одна воспринимаю сферическое кино именно так. Тем не менее 7 ноября, аккурат в день столетия Октябрьской революции, кинофестиваль «Лiстапад» уже во второй раз будет демонстрировать одну из самых актуальных тенденций не только в современном кинематографе, но и во всем мировом искусстве. 17 панорамных фильмов из разных стран и 5 белорусских художников, создающих виртуальные произведения прямо на глазах у публики, — лишь небольшая часть событий, которые ждут гостей Дня виртуальной реальности с 10 утра до 20.00. «И 10.00 — это не на «всякий случай», а реальное начало», — все еще строго предупреждает Митрий Соркин, предлагая не опаздывать.


В программе этого насыщенного дня сеансы одновременных показов на 15 устройствах, мастер–классы по созданию пространственного звука и рисованию в виртуальной реальности, тематическая дискуссия с продюсерами и режиссерами из России, Франции и Германии. Многие из них лично представят свои сферические фильмы. Митрий Соркин, сооснователь «Галереи виртуальной реальности ВИР», претендующей на роль локомотива в белорусском VR–искусстве, говорит быстро. Едва ли не сразу после нашей встречи он улетает в Амстердам, на конференцию VR DAYS EUROPE. Еще два года назад она была однодневным событием, сейчас это три дня. Московский, Каннский, другие авторитетные кинофестивали теперь чуть ли не в обязательном порядке включают в свою афишу еще и сферические фильмы, кое–где даже проводят конкурсы. Венецианский кинофорум в нынешнем году так и вовсе приспособил под VR–показы целый остров.

— Это уже не аттракцион, а полноценное направление, в котором реализуют себя такие фигуры, как Кетрин Бигелоу, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Джастин Лин, — продолжает Митрий, пока VR–художник и куратор галереи Павел Лукашевич создает альтернативную «красную дорожку» для публики. С максимальной гаммой звездных ощущений: вспышками фотокамер, вдохновляющим блеском золотых листьев. Уже никто не называет виртуальный кинозал «Лiстапада» экспериментальным, как это было год назад. В афише работы уважаемых режиссеров из Франции, Бразилии, Индии и других стран. Художественное, документальное, анимационное кино на самые разные темы. Питерский режиссер Михаил Антыков, например, будет презентовать здесь свой игровой исторический фильм о тайнах Эрмитажа с Константином Хабенским в главной роли. Есть и кино от «отечественного производителя» — «Белым по черному», сюрреалистичная драма о писателе и персонажах его книг, стирающих границы между реальным и воображаемым. Премьера этого фильма состоялась летом на Московском международном кинофестивале, после «Лiстапада» его увидит публика кинофорумов Софии, Парижа и Маастрихта.

— Пока сложно сказать, в каком направлении все это развивается, — рассуждает мой собеседник. — Все ищут, как сделать еще лучше, интереснее, и для нас в этом есть очень большой плюс: на фестивалях и конференциях мы можем говорить на одном языке с немцами, французами, англичанами, да с кем угодно, потому что все еще в поисках нового визуального языка, нет никаких канонов, как рассказывать VR–историю. В классическом кино для белорусов это уже практически недостижимо, к сожалению.

Авторы нашего фильма в международной VR–программе «Лiстапада» — режиcсер Кирилл Галицкий и сценарист Светлана Козловская. «Белым по черному» — их первый эксперимент в сферическом кино. Но у обоих большой опыт сотрудничества с национальными телеканалами и две совместные короткометражки, снятые в классическом формате. Сам Митрий когда–то пытался нарушить семейную традицию (Соркины — известная династия операторов Белтелерадиокомпании), даже получил диплом программиста, но гены, видимо, оказались сильнее.


— Чудес не бывает, сами по себе человеку неподготовленному VR–технологии не помогут создать интересное произведение, — комментирует он бэкграунд участников виртуальной программы «Лiстапада», имея в виду в том числе живописные эксперименты, которые публике обещают 5 небезызвестных белорусских художников. Но позволяет назвать троих, Антона Snt, Захара Кудина и Павла Омелюсика. Имена других также на слуху, но для них перфоманс в пространстве «Лiстапада» на тему взаимодействия человека и искусственного интеллекта будет первым опытом альянса живописи и технологий. А что если вдруг откажутся?

Возможности VR для искусства в галерее «ВИР» осваивает уже вторая группа художников (к слову, работа одной из прежних выпускниц сейчас вне конкурса выставлена на «Осеннем салоне»). Проводя открытые уроки в студенческих аудиториях, и Павел, и Митрий еще недавно слышали, что истинный художник и компьютер несовместны так же, как гений и злодейство. Однако теперь даже в художественных училищах с их равнением на классические образцы виртуальную реальность воспринимают не угрозой, а всего лишь инструментом для искусства. Цель которого все та же — создавать эмоции.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter