Актер и педагог Владимир Мищанчук ждет зрителей в театре

Предлагаемые обстоятельства

Актер Владимир Мищанчук уверен, наступило время переоценки ценностей

1 июня популярный и любимый зрителями Театр-студия киноактера планирует начать новый сезон после отпуска. В театре не ждут сразу аншлагов, потому что работать придется в новых предлагаемых самой жизнью обстоятельствах… Однако ведущий мастер сцены заслуженный артист БССР декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Владимир Мищанчук надеется, что и в этих обстоятельствах ничто не способно заменить живой эмоциональный контакт актеров со зрителями.


—Человечеству сейчас выпало непростое испытание, мне кажется, Господь Бог нами недоволен в чем-то. Возможно, недоволен той суетой, которая происходила в мире и захлестывала все вокруг. Какой-то бездуховностью и материализмом, главенствовавшими над всем, нашим невниманием к своим родным и близким. Это экзамен на выдержку, на прочность, на совесть, который мы должны с честью выдержать. Сделать переоценку ценностей и всех жизненных событий, происходивших с нами за последнее время. Чтобы после этого мы смогли правильно расставить жизненные приоритеты и акценты, определить, во имя чего и зачем мы существуем на этой земле, как бы пафосно это ни звучало. 

— Владимир Андреевич, театр в этот период находил новые формы существования, и ваша труппа тоже не осталась в стороне. Спектакль «Фальшивая нота» с вашим участием в постановке художественного руководителя Александра Ефремова, как и некоторые другие спектакли, принял участие в театральной неделе с «СБ» — онлайн-марафоне издательского дома «Беларусь сегодня» #БеларусьБЕЗcovid. Поделитесь ощущениями? 

— Играть спектакль без зрителя в зале — ощущение странное и непонятное. В своей фантазии, в воображении я все-таки представлял, как меня слушает зритель. Может быть, поэтому не чувствовал сиротства на сцене. Я работал для зрителя, который меня смотрит, слушает и видит на экране. У меня не было ощущения публичного одиночества. Я знал, во имя чего вышел на сцену. Знал, что хочу сказать, верил, что с теми людьми, которые меня видят и чувствуют, должен произойти катарсис. Конечно, театр — это живой организм и в нем должен происходить обмен живой энергией от сердца к сердцу, от разума к разуму. Это живое искусство, поэтому оно вечно, вечно и неповторимо. Ни кино, ни телевидение не могут его заменить. Играть перед камерой — это все-таки другой вид искусства, это уже кино. А театр всегда должен оставаться театром. 

— Как декан театрального факультет как вы относитесь к дистанционному обучению? 

— Дистанционное обучение имеет определенную ценность, оно воспитывает в студентах самостоятельность, в чем-то их дисциплинирует. В нем есть моменты достаточно позитивные, на мой взгляд. Всегда лучше учиться дистанционно, если нет других вариантов, чем вообще никак. Но актерское дело все-таки довольно специфическое, оно такое живое и все построено на человеческом контакте, на партнере, его реакциях. С воображаемым партнером можно репетировать только до определенного момента, а дальше нужно общение и взаимодействие. Мы должны вместе выстраивать мизансцены, развитие конфликта в том или ином произведении, создавать его атмосферу. А она создается не только музыкальной составляющей или художественным видеорядом, но и актерским участием. И это все очень сложно осуществить при дистанционном общении. Но несмотря на все перипетии, наши педагоги работают очень усердно. Используют все технические возможности для поддержания связи со студентами, чтобы они чувствовали ответственность, понимали всю необходимость самостоятельной работы над собой. Сейчас они осваивают больше какие-то теоретические вещи, но и присылают мне видео определенных актерских кусочков и монологов. Стараются в них передать содержание и смысл произведений, ответить на вопрос, во имя чего они это делают. 

У меня сейчас четвертый курс, выпускной. И за время учебы мы выпустили с ребятами три спектакля, три полноценных театральных произведения. Можно сказать, что всю нашу учебную программу выполнили досрочно, как будто что-то предчувствовали… На втором-третьем курсе вышел спектакль «Игроки» по Гоголю. Мы возили его в Москву, показывали в ГИТИСе на международном фестивале, где завоевали очень хорошее место, были высоко оценены критиками и педагогическим составом. Сделали экспериментальный спектакль «Звериные истории» вместе с режиссером Татьяной Троянович и Центром экспериментальной режиссуры. Постановку на белорусском языке «Цiха тут на досвiтках…» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» в переводе Алексея Дударева посвятили 75-летию Великой Победы. Еще была создана концертная программа из работ по специальным дисциплинам P.S., где наши студенты демонстрировали свои возможности по вокалу, сценическому движению, сценической речи… 

Эти работы сняты на видео. Все это и есть защита нашего диплома, и она практически осуществлена. Председатель государственной экзаменационной комиссии народная артистка Беларуси Татьяна Мархель посмотрит их и оценит работы наших студентов. 

Если бы не сделали все заранее, сейчас нам ничего бы не удалось собрать, соединить. Видимо, нам помогал Бог. Вся наша педагогическая команда очень старалась. Моя супруга Людмила Кучеренко тоже много сил отдала этому курсу как педагог. 

— Ждут ли ваших выпускников театры? 

— Наши студенты всегда востребованны. На втором курсе мои студенты уже все работают в театральных коллективах, играют в массовке, узнают театр и профессию изнутри. Это мой педагогический метод. В результате Евгения Адаменко пойдет работать в театр имени Янки Купалы, она училась на платной форме обучения. Всем студентам-платникам, кстати, мы предлагаем первое место работы, и это их право — согласиться или отказаться в дальнейшем. Труппу театра имени Горького пополнят Кирилл Никитин и Александр Душечкин, в ТЮЗе работают Никита Кротович и Арина Рябычина, Театр-студия киноактера примет под крыло Татьяну Федорову и Дарью Карпеченкову. Кирилл Акуленец, Егор Федоров и Маргарита Киселите, тоже учившаяся платно, распределены в Белорусский государственный молодежный театр. Наши выпускники-режиссеры, которыми руководит Виталий Котовицкий, также все востребованны. А специально для того, чтобы удовлетворять запросы наших региональных театров, мы открыли заочное отделение. Теперь в регионах работает много наших выпускников. 

…Конечно, сегодняшняя ситуация отразилась на творчестве, пока практически нет никаких съемок, а я все-таки сыграл много разных ролей — больших и маленьких, и этого сейчас очень не хватает. К тому же не будем лукавить, съемки в кино очень помогают артистам и в экономическом плане. Нынешнее отсутствие киноиндустрии плохо и для артистов, и для индустрии. 

— Испытания больше сплачивают или разъединяют людей?

— Я думаю, что справиться с любыми испытаниями можно только вместе. Безусловно, нынешняя ситуация должна вывести нас в какое-то новое русло взаимопонимания и отношений друг с другом, к новому пониманию жизни и обстоятельств. Переоценка ценностей еще принесет человеку какую-то пользу, несмотря ни на что. В последние годы человек слишком много брал на себя, меньше строил и больше ломал, слишком бесшабашно относился к природе и окружающему хрупкому миру… 

КСТАТИ 

Владимир Мищанчук сыграл свыше 100 ролей в театре, кино, на телевидении и радио. Играет в спектаклях Театра-студии киноактера «Хто смяецца апошнiм», «Средство Макропулоса», «Механический человек», «Забыть Герострата», «Фальшивая нота» и других. Среди картин с его участием «Водитель автобуса», «Мать Урагана», «Свежина с салютом», «Глубокое течение», «В июне 1941-го», «Снайпер. Оружие возмездия», «Инсайт», «Бабий Яр», «Не покидай меня, любовь», «Не того поля ягода», «В тесноте, да не в обиде», «Талаш», «Все сокровища мира», «Ой, ма-моч-ки!», «Она не могла иначе» и многие другие. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter