Турецкая операция в Сирии все больше нацеливается на курдов

Предел на Евфрате

Стремительное продвижение турецких военных в Сирии спутало карты всех участников конфликта. Заметно активизировались столкновения между местными повстанцами, поддерживаемыми Турцией, и курдами. Ополченцам Свободной сирийской армии под прикрытием турецких самолетов удалось захватить десять курдских деревень. Президент Реджеп Тайип Эрдоган пообещал не прекращать военную кампанию, пока не уничтожит военное крыло курдских Отрядов национальной самообороны. Становится ясно, что турецкая операция в Сирии все больше нацеливается на курдов, и это вызывает беспокойство во всем мире.


Не то чтобы большие державы, имеющие свои интересы в Сирии, так уж сильно переживали за курдов. Тут дело в балансе сил, который очевидно разваливается из–за изменившейся стратегии Турции.

До этого курдские ополчения были незаменимой опорой американцев в борьбе с ИГИЛ в Ираке и на севере Сирии. Но Турция в то же время ключевой геостратегический партнер США. Меняет диспозиции и частичное сближение Турции с главным союзником сирийского правительства — Россией.

Мировые СМИ сравнивают Сирию с Ливаном, где иностранные державы пытаются поделить страну на сферы влияния. Асад держится благодаря Москве и Тегерану. На сирийской территории, неподконтрольной Дамаску, ведут свою игру США, Турция и арабские страны. Дипломатическое урегулирование конфликта становится все сложнее. Если Турция продолжит свое продвижение в глубь Сирии, а другие игроки постараются этому противодействовать — развал Сирии неизбежен.

Сирийские повстанцы уже внедрились дальше в северные регионы страны и сейчас продвигаются на территорию, подконтрольную сирийским курдам. Это означает, что рано или поздно в новых боях столкнутся две поддерживаемые американцами сирийские силы: повстанческие группировки, созданные с помощью ЦРУ, и курдское ополчение, сотрудничающее с Пентагоном в военных действиях против ИГИЛ.

Выбор между этими двумя противоположными силами неизбежен. И складывается впечатление, что в Вашингтоне этот выбор сделали. Так, США предупредили курдов на прошлой неделе, что им следует вернуться на восточный берег Евфрата, по сути, попросив их уступить контроль над областями, которые они недавно захватили у боевиков ИГИЛ. Стоит ли говорить, что сирийские курды потрясены, называя это предательством...

Только желанием сохранить лицо можно назвать заявление Пентагона, в котором министерство обороны США призвало Турцию и сирийские оппозиционные группировки остановить боевые действия. Но что дальше?

«Только общая стратегия России и США в Сирии поможет как–то начать распутывать эту кошмарную головоломку», — взывает испанская El Mundo в редакционной статье.

Возможна ли такая общая стратегия? Большие надежды возлагались на переговоры Керри и Лаврова. После встречи в Женеве в минувшую пятницу госсекретарь США заявил, что договорился с российским коллегой о «подавляющем большинстве» технических шагов, которые касаются возобновления режима прекращения огня и улучшения доступа в Сирию гумпомощи, но некоторые ключевые вопросы остались неразрешенными, и эксперты останутся в Женеве, чтобы попытаться их устранить.

Что это за «ключевые вопросы»? Часть из них хорошо известна — это отделение боевиков из «Джебхат ан–Нусры», связанной с «Аль–Каидой», которых в России считают террористами, от боевиков, опирающихся на поддержку США и контролирующих районы на северо–западе Сирии. Судя по итогам встречи в Женеве, согласие окончательно не достигнуто, но доверия, цитирую Лаврова, «стало больше».

Относятся ли эти «доверительные» переговоры и к курдскому вопросу?

«Военные действия Турции против курдов — это большой сдвиг, — считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Роль Турции в Сирии — ключевая. Находясь во враждебных отношениях с Турцией, ничего невозможно сделать. Клинч Москва — Анкара был очень опасен. Хотя Турция и действует самостоятельно, по контексту понятно, что все шаги согласованы с США и Россией. Очевидно, что существуют договоренности обозначить курдам предел, не допустить их усиления. К сожалению, курды — разменная карта, но для России это облегчение ситуации».

Впрочем, окончательное решение курдского вопроса не столь очевидно. Многое будет зависеть от предстоящих встреч президентов США, России и Турции, запланированных на ближайшее время в Пекине, где 4 сентября стартует саммит «Большой двадцатки». Практически одновременно анонсированы встречи как Обамы с Эрдоганом, так и Обамы с Путиным. Смогут ли они не рубить, а распутывать гордиев узел в Сирии? Посмотрим.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 166 (25048). Среда, 31 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter