Полковник в отставке: белорусам очень нужен закон о дегероизации нацизма

Предателям руки не подаю

Хочу выразить благодарность «СГ» за публикацию «Палачи без срока давности» Сергея Миховича (№ 143 от 12 декабря 2020  года) от имени всего белорусского народа и от себя лично.

Я, Михаил Константинович Чигир, полковник в отставке, родился в марте 1943 года в партизанском отряде «Патриот Родины» бригады Ворошилова, в котором воевал мой отец Константин Михайлович Чигир. Отряд стал моим вторым домом, ведь мама вместе со мной находилась то в отряде, то в деревне, где жил дед и другие родственники. 

Но были и негодяи полицаи, прислужники немцев. 

Однажды в 1943 году в дом к Суховерко (девичья фамилия моей матери) в деревне Семеновичи Узденского района постучали два немца и три полицая. Угрожая расстрелом, поставив на колени всю семью, они пытались узнать, где находится мой отец и его брат Борис, члены партизанского отряда. Те минуты, по словам родни, были самыми тяжелыми в жизни: мама прижимала меня, младенца, к груди и шептала: «Сыночек, родненький, ну вот и все…» Но младшая сестра матери Мария смогла незаметно выбраться через окно и бросилась за помощью к соседу Ивану Кондратовичу. Он воевал в Первую мировую войну и, побывав в плену у австрийцев, знал немецкий язык. Старый солдат зашел во двор, на него тут же нацелилась винтовка полицая. Кондратович заговорил с немцами на их родном языке и объяснил, что партизан в этом доме нет. Чтобы еще больше усыпить бдительность карателей, рассказал об Австрии, как ему понравились чистота и порядок на чужой земле. Немцы, услышав лестные слова, успокоились, поверив старику, и ушли восвояси. Так земляк, простой белорус, спас большую семью от верной гибели, рискуя своей жизнью.

Остался в памяти и другой случай. В 1944 году мать со мной, годовалым, на руках четверо суток пряталась в сарае, в стоге соломы, у жительницы деревни Кухтичи. У спасительницы было шестеро детей, но женщина не побоялась рискнуть и протянуть руку помощи. И такие примеры за годы оккупации не редкость.

Я и моя семья выжили благодаря этим людям. Но многих постигла иная судьба… В деревне Островок Узденского района после войны насчитывалось около 300 детей-сирот, родители которых погибли от рук полицаев всех мастей: фашистских прислужников из Украины, Прибалтики, местных предателей. До сих пор живы свидетели страшных событий, когда на мельнице в деревне Песочное они расстреливали женщин с детьми на руках, стариков.

В юношеском возрасте лично знал одного полицая, жившего в соседней деревне Буковичи и отсидевшего за свои деяния 20 лет. Однажды, будучи уже военным, увидел, что знакомый офицер распивал с предателем вино. Меня это настолько поразило, что я не стерпел и высказал свое пренебрежение. С тех пор этому человеку, хоть он и военный, не подаю руки при встрече.

Мы, дети войны, внуки защитников Родины, мстить наследникам палачей (иначе полицаев назвать не могу) не должны. Нам нужно мирно жить и строить свою страну, растить достойное поколение белорусов. Эту мысль транслирует публикация, которая и подтолкнула меня к этому письму. Но наша позиция тверда: те, кто сегодня выходит на митинги и шествия под бело-красно-белым флагом, — заблудшие овцы, которые не понимают символики, не знают истории и отсылки этого стяга к фашизму. Они, считаю, просто продались за баксы.

Нам очень нужен закон о дегероизации нацизма. Не могу спокойно смотреть и слышать о маршах нацистов в Украине, Прибалтике, ведь я своими глазами в 1980 году видел отпрысков бендеровцев, когда проходил службу в должности заместителя командира в Украине.

Долгие годы я безгранично предан «СГ». В чем причина? Мои дедушки Михаил Семенович Чигир и Иван Степанович Суховерко в 1929 году были первыми председателями колхозов в Узденском районе. С юности я был тесно связан с работой на земле: бороновал, окучивал картофель, косил. И несмотря на то что осуществил мечту, став офицером, публикации на страницах любимой газеты, которые рассказывают о жизни белорусской деревни, ее простых тружеников, мне близки и дороги сердцу.

Михаил ЧИГИР, полковник в отставке.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter