Гомельский фронтовик Михаил Рычков о сражениях, потерях и наследии для потомков

Праздник в сердце каждого

В последние годы День Победы обрел особенно проникновенное звучание. В этом году оно пронзительное до боли. Огонь вооруженного конфликта вплотную подошел к нашим границам. Одна из главных тому причин — забвение уроков прошлого, утрата уважения к наследию предков, очернение их имен и обеление врага. Белорусский народ категорически не приемлет такого надругательства над историей. Мы высказались об этом совершенно определенно на недавнем референдуме, одобрив поправки в Конституцию. Наш Основной Закон гарантирует: государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Беларусь помнит и свято чтит великий дар дедов и прадедов: мир на нашей земле, ее суверенитет и независимость. Наша память — это наш оберег, символ веры в ясное будущее. Мы безмерно благодарны военному поколению, и так будет всегда. Беларусь помнит…

Гомельчанин Михаил Рычков: «Верю, что после нас в Беларуси остается достойная смена, которая никогда не посрамит память о подвиге ветеранов. Память о тех, кто ковал Великую Победу!»

Молодость забрала война

98-летний ветеран встречает нас на пороге — сверяет время визита с пометками в блокноте. На ближайшие дни исписана уже целая страница. Признается, что тяжело ходить, накопилось болезней. Но отказать идущим к нему в гости не может.

Воевала даже сестра

Михаил Рычков отмечает, что из ветеранов войны в живых остались единицы:

— Я люблю общаться. Всю жизнь старался вкладывать душу в то, чем занимался. Даже на пенсии, спросите в любой районной школе — везде побывал, никого не обидел. 


Рос Михаил Дмитриевич в далекой вологодской деревне. До райцентра — 35 километров, а до областного — все 260. В семье было четверо детей, отец работал председателем колхоза и прошел гражданскую войну. 

— У нас вся семья боевая, — рассказывает ветеран. — Оба моих брата были на фронте. Старший только-только вернулся с финской кампании и почти сразу отправился оборонять Москву. Там и пропал без вести. До сих пор ищем место захоронения, но точно установить не смогли. Даже сестра моя воевала — помогала возводить противотанковые укрепления на Ленинградском и Московском фронтах. Отец при своей должности мог бы, наверное, сделать так, чтобы повестки обошли наш дом стороной, но не стал. 

Похоронки отдать не сумел

Михаил Рычков, до того как попал на фронт, помогал местному военкомату развозить повестки, а после и похоронки на единственном в округе велосипеде, который достался юному Михаилу от старшего брата: 

— Я всех в районе, считай, в армию и провожал. А однажды получил сразу две похоронки — на отца и сына. Приезжаю, а в семье четверо детей, да еще и корова накануне пала. Хозяйка плачет, а ее младшая дочка Оля бегает вокруг стола и поет: «Ой, конь вороной — серые копыта. Когда кончится война — поедим досыта». Маленькая еще — ничего не понимала. Не смог я похоронки отдать, поплакали вместе, да и вернулся в сельсовет...

Спустя годы Михаил Дмитриевич опубликовал этот рассказ в местной газете и… девочка Оля нашлась. Встретиться не удалось, но завязалась переписка. Вспомнили былое. У обоих молодость забрала война. Ведь как только исполнилось 18, ушел на фронт и Михаил Рычков.

От Курска до Чернобыля

13 августа 1942 года его призвали, а в 1943-м направили на Курскую дугу:

— Маршал Рокоссовский нас, молодых, не сразу бросил в бой. Да и сама битва была советскими войсками проведена блестяще. Это заслуга еще Жукова с Василевским. А то пишут сейчас, что англичане помогали планировать операцию. Вранье это все. Ну а как битва закончилась — отправились освобождать Украину. Первый город, который освободили, — Глухов. За взятие райцентра получил свою первую награду — орден Красной Звезды. Я там потом бывал, получал награды от руководства Украины. Вот на руке даже часы от президента Кучмы. Его время прошло, а часы до сих пор работают. Отличные, скажу вам, часы! Порошенко потом еще присылал медали. А вот от Зеленского уже ничего… Я каждый раз по приезде туда видел, как понемногу убирают красные знамена, как начинают искажать историю и наш вклад в их освобождение. 

При форсировании Днепра, недалеко от Чернобыля, Михаил Рычков получил ранение в обе ноги и руку. На этом его фронтовой путь был окончен. Но деятельная натура не позволяла долго засиживаться на месте. 

Жизнь после войны 

В послевоенные годы фронтовик успел поработать в Москве, пять лет возглавлял объект на семипалатинском полигоне. Три испытания ядерных бомб, 500 человек в подчинении. Потом попал в Гомель. Задерживаться поначалу не собирался:

— В 1977 году секретарь обкома партии Виктор Гвоздев уговорил не возвращаться в Москву после увольнения, обещал помочь с жильем. Сказал, чтобы связь держал с облисполкомом. А в облисполкоме поначалу отмахнулись. Мол, распоряжений Гвоздева у них много, а квартир мало. Снова встречаюсь с секретарем, он спрашивает, как квартира. Я рассказал, как все было и… На следующий день меня уже искал весь облисполком. Даже выбрать дали.

Уже в Гомеле, будучи проректором ГГУ, инициировал строительство нового студенческого общежития и пытался продвинуть проект университетского городка. С последней задумкой не вышло, но не опустил руки. В ДОСААФ именно при Михаиле Рычкове появился первый гомельский картодром. Будучи председателем районного Совета ветеранов, получит орден Почета Республики Беларусь. Да и сейчас помогает ветеранской организации, консультирует по телефону. Но годы идут, все чаще посещают мысли о том, что останется после…

Помнят Михаила Рычкова и земляки из родного села. Он помог установить там монумент солдату-освободителю и увековечил 264 фамилии местных жителей, погибших на войне. Там же, в школе, есть и музей, куда ветеран передал десятки экспонатов, а его знает теперь каждый школьник.

СКАЗАНО

— Потомки мои не обижены. Собрал всех: племянниц, внуков... Поделил накопления — пусть им останется от меня наследство. Сказал, что не хочу, чтобы они после моей смерти друг с другом спорили. Самому-то уже многого не надо. Пенсия хорошая, к 9 Мая дали матпомощь. Очень благодарен Правительству и Президенту. Глава государства у нас много делает для страны, не забывает ветеранов — очень его уважаю, — говорит Михаил Рычков.

Пожелание молодежи

— Каждый мой рассказ — это мое напутствие ныне живущим поколениям. Всем тем, чью мирную и свободную жизнь мы отвоевали у нацистов. Всем, кто вот уже 77 лет не знает горя и лишений, которые выпали на долю их дедов и прадедов, — говорит Михаил Дмитриевич. — Здоровье в последнее время подводит. Но сколько еще хватит сил, столько буду продолжать делиться с потомками опытом, за который я и другие мои ровесники заплатили своей молодостью, а многие и своими жизнями. Это урок, выучить который нам довелось на практике. И только помня об этом, можно избежать его повторения на нашей земле. Нужно быть патриотом своей страны, делать все возможное для счастливой и мирной жизни не только для себя, но и для своих детей, внуков, правнуков. Верю, что после нас в Беларуси остается достойная смена, которая никогда не посрамит память о подвиге ветеранов. Память о тех, кто ковал Великую Победу!

В альбоме оставил место и для этой статьи

Дома у Михаила Дмитриевича десятки альбомов с фотографиями, газетными вырезками, письмами, открытками. Фронтовик сам оформляет каждую страницу, отбивает на печатной машинке сопроводительные тексты. Даже сейчас продолжает пополнять коллекцию воспоминаний, заранее оставляет место в альбоме и для этой статьи. Теперь это тоже часть истории.

Уже прощаясь, Михаил Дмитриевич вдруг спрашивает:

— А стихи можно рассказать? 

Не смеем возразить. Немного задумывается, вспоминает и начинает, словно помолодевшим в один миг голосом, цитировать бессмертные строки поэта-фронтовика Николая Рыбалко: 

И будет так. Неотвратимо будет.
На сцену выйдет в орденах старик:
Последний на планете фронтовик.
И перед ним в порыве встанут люди…

И голосом спокойным и усталым
Солдат бывалый поведет рассказ:
Как эту землю вырвал у металла,
Как это солнце сохранил для нас…

И в этих строках все они — ветераны, которые еще не оставили нас и, превозмогая возраст и болезни, спешат рассказать, научить, предостеречь и сохранить память о том, какой ценой ковалась Победа.

boyarchuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter