
От мала до велика
Купалье — один из немногих праздников в белорусском календаре, который объединяет в себе как языческие, так и христианские традиции, подчеркивает ученый и поясняет:— В древности люди верили в особую силу солнца, в некоторых регионах даже упоминался языческий бог Купала. А вот после принятия христианства на Руси праздник стали связывать с Рождеством Иоанна Предтечи, которое выпадает на 7 июля по новому стилю.
По словам Алены Павловой, торжество интересно тем, что объединяет в себе три стихии:
— Воздух, потому что все происходит под открытым небом. Огонь, потому что есть много ритуалов с костром и свечами. Вода, потому что гулянья устраиваются, как правило, у рек и озер. Символизм праздника и в том, что его главные атрибуты — венок, хоровод и солнце — в форме круга.
И хотя участниками гуляний становятся все от мала до велика, особая роль в купальскую ночь отводится именно молодежи — неженатые юноши и незамужние девушки выступают в качестве движущей силы всех обрядов, игр и гаданий.
— Если сегодня у молодежи большое разнообразие форматов, где можно провести время и познакомиться друг с другом, то сотни лет назад это происходило в основном на праздниках вроде Коляд или Купалья, — обращает внимание фольклорист.
Очиститься и нагадать суженого
Наши предки верили, что купальские вода, огонь и воздух обладают особой силой. Именно поэтому праздничным утром старались умыться росой, чтобы быть красивыми и здоровыми. А вот купаться в это время боялись — из-за мифических русалок и водяных. Зато разводили высокие и яркие костры на берегу.
— По одному прыгали через огонь, чтобы «очиститься» от всего плохого. А вот пары решались на такой шаг с другими целями: считалось, что если, прыгая через костер, парень с девушкой не отпустят руки друг друга, то они навсегда останутся неразлучны, — посвящает в нюансы Алена Павлова.
Особое внимание уделяли и травам: собирали растения для лекарственных сборов и, конечно, отправлялись после заката на поиски загадочной «папараць-кветкі».
— По легенде, мифический огненный цветок мог наделить человека сверхспособностями, открыть ему клады, научить языку животных и, разумеется, помочь встретить свою судьбу, — отмечает фольклорист. — Еще одно таинственное действо — плетение венков из полевых цветов, которые символизировали целомудрие и чистоту. В ход шли васильки, ромашки, колоски. Переплетая их, девчата думали и пели о любви, встрече с суженым и других своих мечтах. По воде их запускали не просто так — обязательно следили, куда течение понесет венок, чтобы узнать, из какого края ждать жениха.
Песня важнее еды
Говоря о том, как Купалье отмечали сотни лет назад, Алена Павлова подчеркивает, что обрядовой еды здесь нет (в отличие от тех же Коляд).— На первый план выходят песни, хороводы и подвижные игры. В мотивах народных купальских текстов — сюжеты о любви, цветке папоротника и обрядах, которые совершаются. Кстати, многие полагают, что всемирно известная «Купалинка» — народная песня, но это не совсем так. Автор слов — поэт Михась Чарот, музыку написал композитор Владимир Теравский. Они обращались к народным мотивам, но все же это оригинальное произведение, — замечает фольклорист.
В древности Купалье широко отмечали все восточные славяне, однако до наших дней традиция максимально сохранилась именно в Беларуси.
— Речь идет не только о масштабном республиканском фестивале «Александрия собирает друзей» в Шкловском районе и локальных гуляньях во всех регионах, которые проводятся ежегодно. Купалье плотно вошло в культурный код белорусов. Начиная с того, что один из самых прославленных классиков нашей литературы символично взял себе псевдоним Янка Купала, поскольку родился в ночь на 7 июля, и заканчивая многочисленными произведениями искусства, связанными с праздником. А еще в Минске и Молодечно есть прекрасные большие фонтаны, которые имеют отсылку к купальским гуляньям, — говорит Алена Павлова.
kurak@sb.by