Насколько Рождество христианское?

Праздник шагает по планете

Японские христиане, жившие в 1597 году, наверняка бы порадовались, узнав, что сегодня в этой островной стране если не все, то очень многие празднуют Рождество: зажигают иллюминацию, наряжают елки и устраивают веселые вечеринки. Скажи это тем самым христианам, они бы не поверили, что когда–нибудь такое станет возможным: в 1597 году японские власти после почти десятилетнего раздумья решили, что эта «иностранная религиозная секта» ослабляет страну. Всех христиан, которых смогли найти, сначала пытали, а потом распяли. Для надежности повторили эту процедуру в 1613, 1630 и 1632 годах. Сегодня христиане составляют менее 1% жителей Японии. Но страна празднует Рождество. В Турции христиан еще меньше: примерно один человек на 500, но Рождество празднуют и здесь. На Тайване (христианство исповедует один из 20 жителей острова) это государственный праздник, а на Бали (один из сорока жителей — христианин) продают рождественские деревья, сделанные из птичьих перьев.

Фото  РЕЙТЕР.

Умиляетесь? Думаете, что весь мир празднует Рождество, разница лишь в датах? Ничего подобного. В Пакистане, например, 25 декабря выходной, но там празднуют день рождения Мохаммеда Али Джинаха, первого генерал–губернатора страны, но никак не Иисуса. В Сомали в прошлом году рождественский праздник категорически отменили, а в Брунее, где каждый десятый — христианин (куда больше, чем в той же Турции), за радостную встречу с Сантой можно угодить на пять лет в тюрьму.

Да и вообще — насколько по–христиански выглядит этот праздник? За 12 лет своей жизни в Китае я наблюдала, как он пришел в страну — с елками, красными колпаками, иллюминацией и сезоном скидок. Merry Christmas! — кричат радостные продавцы, не знающие других слов по–английски, завидев иностранное лицо. Я поначалу (ну дура, что еще сказать) даже объяснять им пыталась, что у меня Рождество в следующем году настанет. «Да?». Шок. «Ну, это же день рождения Иисуса Христа», — уточняю на всякий случай. «Да?». Шок усиливается, доходит до ступора. Я быстренько ухожу, и на следующий год уже радостно кричу: Merry Christmas! — так проще. «А это правда, — спросила меня как–то одна белоруска, живущая в Чанчуне, городе с 30 млн населения, — что в Пекине на Рождество есть традиция бить друг друга надувными молотками?». Первый раз слышу. «А в Чанчуне целые битвы разыгрывают, не хотят от столицы отставать». В восхищении снимаю шляпу перед чанчуньскими маркетологами производителей надувных молотков. Вы только подумайте: даже из родного города выходить не надо — рынок в пару десятков миллионов обеспечен.

Вот посмотрите: самые христианские страны мира — Италия и Греция. Они придерживаются разных христианских традиций, но важнее то, что их объединяет: почти полное отсутствие изображений Санта–Клауса с оленями. Оно ведь и правда: какие тут, к Йолопукки, олени? Да что там Италия с Грецией, в Финляндии, где оленей — пруд пруди, мужика в красном кафтане с белой бородой и мешком подарков до конца 1950–х почти не знали. Зато теперь городок Рованиеми объявлен родиной Санта–Клауса (хотя местные его по–прежнему называют Йолопукки) и прекрасно на этом зарабатывает. Беловежская пуща перенимает передовой опыт.

В общем, Рождество сегодня все чаще праздник не столько религиозный, сколько праздник семьи, любви, братства и щедрости. Для многих — главный праздник года. А для многих нехристианских стран еще и символ приобщения к западным ценностям. В той же Японии Рождество стали праздновать с подачи желавшего как минимум догнать Запад правительства в 1870–х годах, снова запретили в 1930–х, а затем вернули вместе с бейсболом, рок–музыкой и поражением в войне в 1945 году. С тех пор энтузиазм по случаю праздника (но не по случаю христианства) только растет.

Многие десятилетия мир праздновал британский вариант Рождества: Великобритания первой совершила индустриальную революцию, которая победно зашагала по планете, неся с собой паровой двигатель, станки и Рождество с наряженной елкой. Кстати, у традиции ставить елку в семье королевы Виктории те же корни, что и у традиции, принесенной Петром I, — немецкие: Петр в 1700 году это сделал по образу Немецкой слободы, а в Виндзорском замке елку нарядил муж королевы Виктории Альберт, немец по национальности.

Вот посмотрите на чехов, которые считаются (и на самом деле являются) одной из самых атеистических наций в мире. Рождество здесь празднуют широко и радостно. Но да полноте: насколько христианское это Рождество? Как объясняла знакомая чешка: «Все должно быть убрано, карп приготовлен, печенье испечено, вся семья собирается вместе». Христианству здесь не место, а вот глинтвейн (ну или «шашлычок под коньячок», это уже национальные особенности) льется рекой...

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 4 (25139). Пятница, 6 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter