Нужно ли менять традиции встречи 23 февраля и 8 Марта в трудовых коллективах

Праздник с ожиданием в глазах

На пороге межсезонное гендерное двухнеделье: грядут главные женский и мужской праздники года. В преддверии 23 февраля и 8 Марта увидели свет результаты опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru. Там говорится, что все больше нанимателей из страны-соседки в этом году отказываются от подарков сотрудникам в пользу премий. Но в любом случае приятных бонусов для представительниц прекрасного пола будет больше, чем для защитников Отечества. Что касается корпоративных вечеринок, то больше половины российских работодателей в этом году их не проводят ни на женский, ни на мужской праздник: основные причины — коронавирус и экономия. Мнения редакционных спорщиков в преддверии знаковых дат разделились. Один утверждает, что мозговой штурм при подготовке к праздникам создает определенную напряженность в трудовом коллективе, часто портит нервы одних и обманывает ожидания других, поэтому деньги в виде премий — лучший подарок. Оппонент возражает: дорог не подарок — дорого внимание, и в праздник оно особенно уместно, в то время как привычка перечислять деньги на зарплатные карточки — это как поздравление без искренней улыбки. По традиции убедительность аргументов «противоборствующих сторон» оценит наш рефери.

Без шума и пыли

Так называемые гендерные праздники, Вика, — это время осторожных ожиданий и тайных разочарований. Проверено временем и опытом многих миллионов людей. Так или иначе с 23 февраля и 8 Марта дам и джентльменов соответственно неизбежно поздравят. Хотя бы только потому, что так принято. А чем поздравят — уже вопрос второй. И если презенты от родных и близких — это дело семейное (носки и сковородки все равно в хозяйстве сгодятся, а если с презентом угодишь, то будет лад на весь март), то торжества на работе в большинстве своем несут на себе отпечаток формализма. Ибо если поздравлять, то всех и одинаково (высшее руководство не в счет — для него существуют отдельные правила). И подарки вручать одинаковые. А люди — не роботы, люди душу имеют. Одному нравится арбуз, другому — свиной хрящик. И обоим, может быть, не хочется всем скопом идти на концерт условного музыкального исполнителя с приевшимся репертуаром или поголовно стать обладателями постельного белья от не очень удачливого в бизнесе, но подсуетившегося со скидками швейного предприятия.

«Деньги — подарок, который каждому подойдет по размеру» (Уильям Рандолф Херст, американский медиамагнат).

Вот данные недавнего исследования платежного сервиса «Яндекс. Касса». Оказывается, на 23 февраля и 8 Марта компании чаще всего дарят своим сотрудникам и клиентам цветы, сладости, алкоголь и парфюмерию. Но заметим: далеко не все. На гендерные праздники реагирует меньше половины компаний из сферы малого и среднего бизнеса: в 54 процентах организаций ничего не презентуют работникам ни на «женский», ни на «мужской» дни. По мне — так правильно делают. Разве что цветы для женщин на 8 Марта — святое дело. Но — индивидуально, а не оптом и не из доставленной из теплицы коробки прямо в руки.

Вот данные еще одного исследования, проведенного Deloitte — международной сетью компаний, оказывающих услуги в области консалтинга и аудита. И тут сенсации нет: мужчины ждут ко Дню защитников Отечества деньги, бытовую технику и гаджеты, а женщины рассчитывают на косметику, деньги и цветы. Только супруги, любимые и близкие родственники способны на подобные презенты, и то если межличностные отношения прекрасны и финансовые звезды сошлись. Но все это — дома. На работе же, Вика, на мой взгляд, контакты между сотрудниками должны оставаться максимально приближенными к трудовым. Секретные приготовления к поздравлению представителей противоположного пола отнимают уйму сил и времени. Если сослуживцы к тому же начинают сбор средств на подарки, жди беды: обязательно найдутся недовольные, «жмоты», «отщепенцы» и тому подобные негодяи, не поддерживающие вымученную коллективным разумом идею. Отказников потом в течение всего года будут поминать недобрым словом. Глядишь, даже с днем рождения не поздравят. А потом наступает канун праздника, и виновники(цы) торжества сперва принимают подарки от коллег (даже если презенты оказываются абсолютно бесполезными), а затем летают по близлежащим магазинам в поисках провианта для экспресс-банкета на рабочих местах. Но нужна ли, Вика, эта, по сути, ненужная суета?

Многолетний опыт встреч и проводов 23 февраля и 8 Марта на рабочем месте подсказывает: от подарков, купленных путем сбора личных средств сотрудников, надо отказываться во имя здорового микроклимата в коллективе. Лучше решать вопрос централизованно — с работодателем. Если у того есть совесть и материальная возможность — пусть порадует виновников или виновниц торжества приличной премией. И цветами к женскому дню. Как уж это все обставить — дело неравнодушного актива. Приятный бонус для всех — объявить о раннем завершении рабочего дня, что тоже само по себе праздник. У людей появится возможность отметить его как им нравится и за полученные только что средства. Для меня подобный вариант самый честный и демократичный. К тому же не нужно будет лишний раз разбираться, кто служил в армии, а кто всю жизнь провел на гражданке, кто придерживается модных гендерных принципов, а кто — традиционных взглядов на мужские/женские праздники. Простите за грубость, но кому что нравится, тот тем и давится. Разумеется, в свободное от работы время.

nesterov@sb.by

А поговорить? 

Не ожидала, Саша, что найду в твоем лице такого матерого индивидуалиста и оголтелого материалиста. Рассуждаешь так, словно мир не был охвачен пандемией, социальными потрясениями и, как следствие, вынужденной изоляцией — по сути одиночеством в сети, когда не с кем живым словом перемолвиться. Я глубоко убеждена: поскольку за прошедший год, когда случилось много дурного, связи между людьми были разрушены до основания, их просто жизненно необходимо заново восстанавливать, возвращаться потихоньку к мирной жизни, простым и понятным дружеским застольям, встречам офлайн, посиделкам в кафе на весеннем солнце. А ты вместо всего манящего и витального предлагаешь нам и дальше дичать, утаскивать в норку премию в конверте и хомячить единолично тортик по случаю: видите ли, отношения с коллегами на работе должны быть сугубо деловыми. Серьезно? 

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери, писатель). 

Позиция «каждый сам за себя» в этом году себя полностью дискредитировала. Как мы видим, после лихих потрясений сторонники самых мерзких форм эгоистичного индивидуализма пристроили свои драгоценные тушки кто где и сейчас поглощают в тесном кругу приближенных устрицы с шампанским. А людей обыкновенных, трудяг увлекающихся, которые им поверили, тупо бросили на кольцевой с трудовыми книжками в зубах и невразумительными плакатами. Хороша философия?! Нет, Саша, и не пытайся навязать мне ложные ценности: культ потребления и социальная безответственность мне чужды. Без коллективных стратегий в современном мире не выжить, любой из нас сегодня держится за свою работу, соответственно, хочет быть в теме, ощущать внимание и заботу, биение жизни и дух времени, чтобы чувствовать себя частью команды. 

И для сплочения гендерные торжества, как мне кажется, подходят идеально. Ты ведь в курсе, большую часть времени трудоспособное население страны проводит на работе, а, по данным Белстата, 25 процентов из нас еще и по выходным пашут. Где и когда прикажешь людям романтический дух в себе поддерживать, слегка флиртовать, наряды выгуливать, да и просто как бы заново знакомиться, открывать друг друга с новых сторон и даже заводить служебные романы? Приведу еще одну свежую цифру: поисковая система вакансий GorodRabot.by выяснила, что жители Беларуси думают о романтических отношениях между коллегами. 58 процентов опрошенных считают, что служебные романы допустимы, если это не сказывается на эффективности рабочих процессов. Из числа сторонников служебных романов 6 процентов даже создали семью с коллегой. Представь себе, как будет хромать демографическая ситуация в стране, если мы примем твои правила за основу и вычеркнем из жизни целых два повода тесно контактировать: 23 февраля и 8 Марта. Нет, я не согласна. 

И потом, мне кажется, ты слишком драматизируешь ситуацию, когда называешь подарки «тайными разочарованиями». Дело ведь вовсе не в презентах — носочках и цветочках: за последний год мы соскучились, повторюсь, истосковались по живому общению и корпоративным вечеринкам. Наверняка ты читал о ресторанных бунтах в Европе: люди продолжают тайно встречаться за столом вопреки жестким локдаунам, аргументируя это тем, что ограничения их разрушают не столько экономически, сколько психологически. Это сигналит нам в очередной раз, что индивидуализм — зло, надо чаще встречаться, дарить друг другу веселые мелочи и говорить комплименты. Я не оставлю тебя 23 февраля без внимания. Просто смирись с этим. 

А наших читателей поздравляю с наступающими праздниками! 

viki@sb.by 

Брейк!

Надо признать, что, несмотря на неоднозначное отношение к так называемым гендерным праздникам в обществе, традиция их отмечать, в том числе и на рабочих местах, достаточно сильна. Да и кому они мешают? Можно сколь угодно долго дискутировать о том, что эти праздники были навязаны нам кем‑то и во имя чего‑то. Но народ их принял и регулярно отмечает. Просто постепенно меняется исторический фон: мы уже давно произносим тосты за здоровье других людей и никого не убеждаем, что «от тайги до британских морей Красная армия всех сильней», а также не благодарим Клару Цеткин за Международный женский день. Все это отошло на второй план, а на первом всегда остаются улыбки, теплые слова и подарки для тех, кто нам действительно дорог. Посмотрите, коллеги, какими порой оригинальными способами поздравляют друг друга сотрудники некоторых предприятий и компаний: летящие воздушные шары, фейерверки, баннеры на всю высоту здания с фотографиями… Здесь фантазиям нет предела, и это говорит о том, что 23 февраля и 8 Марта всегда будет помнить не только старшее поколение, но и молодежь.

Кстати, о подарках. Вы, коллеги, правы каждый по‑своему. В голосе Александра слышится твердое рациональное начало, что говорит о мужской ответственности и практичности, во мнении Виктории — изящная нотка романтической женской интриги и надежды. Но суть одна: вас объединяет ожидание только положительных эмоций. И абсолютно не важно, кто кому и что подарил. Самое главное, что у нас есть возможность улыбаться друг другу по поводу и без. Сегодня жаркой баталии не получилось, у сторон выраженный паритет сил — безоговорочная ничья.

shamko@sb.by

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter