Народный календарь: 20–26 сентября 2021 года

Праздник осеннего урожая

В первый день предстоящей недели вспоминают Сазона, Ивана и Макара.



21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В народе этот день считают началом «шчаслiвай пары», когда на поле «як князi, стаяць скiрды». Это период достатка, когда у всех есть хлеб на столе. По этой причине и зовут этот день в народе «Багачом» или «Багатнiкам». 
К этому времени старались, чтобы на праздничном столе было побольше скоромного. «Гаспадары» не скупились, учитывая давнюю народную примету: тот, кто пожалел и не зарезал барашка или овечку к «святу», все равно не досчитается их в своем стаде. Вот и накрывали богатые столы на «Багача».
Главным символом праздника считали лубок с «жытам» и вставленной в него свечой. Его называли «Багачом». Весь год лубок стоял под образами в чьей‑то хате. На праздник свеча зажигалась, «запрошаны святар» служил молебен. Затем с «Багачом» обходили все дворы, его обносили вокруг того, что тоже считали «багаццем», вокруг «статка». Потом «Багач» переходил в дом другого «гаспадара», где так же занимал «пачэснае» место. Заканчивалось все приглашением на «пачастунак». А еще пекли огромный пирог, чтобы на всех хватило, с начинкой из даров нового урожая. В некоторых регионах жила традиция собирать зерно для «Багача» и воск для свечи со всей деревни.

Иногда женщины ходили по полю уже убранного льна — «iльнiшчу». Считалось, что пространство, где лен рос, хранит память этой культуры, и так же сохраняет особый дух поля.  

На «Багача» наблюдали за домашними животными. Если они рвались на поле, следовало ожидать заморозков‑зазимков. Считалось, «статак» ощущает это и старается напоследок побыть подольше на вольном выпасе перед зимой. 

«Рабочы час» немного отступил, дал «палёгку». На деревне хлопцы высматривают «дзяўчат», а «цёткi i кумкi» расспрашивают про характер и «працавiтасць» той или другой «дзяўчыны». Девушки покупают себе новые наряды — «хусткi, пацеркi i завушнiцы». Близится время осенних свадеб.

22 сентября вспоминают Анну, Харитона и Федоса. На приграничных с Россией территориях это время называли «осенинами», прощанием с теплом. 

23 сентября — день Клементия, Андрея и Павла.

В день 24 сентября вспоминали Федору. У нас говорили так: «На Тадору ўсякае лета канчаецца». Женщины пели тихие, протяжные «восеньскiя» песни: «Ой, восень, халодная, чаму рана захаладала? Я не раненька i не позненька, як мая пара прыйшла». 

Погоду в это время в основном характеризовали так: «закурыўся цiхi, дробны дожджык», на низинах — легкие заморозки. 

25 сентября отмечается день Семена, Юлиана и Федора.

На 26 сентября приходится Корнилов день. Говорили: «К Корнилу корень в земле не растет, а уже мерзнет». Само имя Корнил созвучно слову «корень», и это было намеком на то, что все корнеплоды к этому времени должны быть выкопаны. В эти дни ели репу из нового урожая. Пареную, вареную и даже вяленую. В восточных регионах это время называли «репорезом». До появления картошки это был один их самых главных «корешков‑кормильцев». Ботву ее, те самые «вершки», высушивали и потом добавляли в щи, заваривали на праздник «комоедицы». 

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter