Почему 27 августа — это знаковый день для кинематографистов

Праздник на все времена

Для тех, кто вышел, как из гоголевской шинели, из советского времени, — 27 августа был особенным днем. Это сейчас он отмечается как День российского кино. А когда–то это был общий для всех советских республик праздник — День советского кино. И несмотря на то что все давно разъединились и очень много некогда общего (госзаказы, финансирование, прокат) кануло в Лету, многие кинематографисты постсоветской территории особенно почитают именно этот день. Скорее всего, осталась ностальгия по творческому духу, единой вгиковской киношколе, которая приравнивалась к братству; по мастерам и традициям, приобщение к чему было равно священнодейству; по культу любой кинопрофессии, которая и в народе почиталась, и государством поддерживалась; по духу молодости и непреодолимому желанию создавать свое кино. 

13-133-Дикая охота короля Стаха (Копировать).jpg
«Люди на болоте».
«Дикая охота короля Стаха».

И оно создавалось. Вопреки жесткой цензуре, бесконечным худсоветам, порой вопреки воле всесильного Госкино и могущественной Коммунистической партии. Это была поразительная ситуация, которой не было больше ни в одной другой стране. С одной стороны, многие вступали в серьезную схватку с государством за право быть Автором. Сергей Эйзенштейн поплатился жизнью за последующие серии своего великого «Ивана Грозного», Сергей Параджанов — несвободой за желание быть свободным в искусстве, Андрей Тарковский — душевными мытарствами за невозможность говорить на своем киноязыке, Геннадий Шпаликов — суицидом за возможность быть понятым. И каждый из них создал свое великое кино. А с другой стороны, именно при бережном отношении государства случались потрясающие кинодебюты, когда что ни фильм — то открытие: Хуциев, Чухрай, Калатозов, Бондарчук, Герман, Михалков, Кончаловский, Авербах, Шукшин...

И еще была потрясающая особенность, которой не встретить нигде больше. В каждой советской республике — собственная национальная кинематография, фильмы которой интересовали весь мир. До сих пор на душе теплеет от понятий «грузинское кино», «украинское кино», «кино Средней Азии», «молдавское кино», «литовское кино», «эстонское кино». Сейчас вместо тех республик возникли отдельные государства, а своего кино уже нет. Так, наверное, и осталось то кинонациональное определение в советском прошлом. Было и «белорусское кино». Произведения молодых авторов В.Рубинчика, И.Добролюбова, В.Четверикова, Б.Степанова, В.Бычкова, М.Пташука, В.Рыбарева стали явлением в советском кино и не только. Фильм начинающего Виктора Турова «Через кладбище» до сих пор значится в списке ЮНЕСКО среди ста лучших фильмов всех времен и народов. У советских фильмов была своя преданная аудитория. Когда одна картина демонстрировалась одновременно во всех кинотеатрах страны. Иногда после сеансов в кинозале устраивались обсуждения, а иногда спорили прямо на улицах по поводу того, чем отличается Рубинчик от Короткевича в «Дикой охоте короля Стаха» или Туров от Мележа в «Людях на болоте», кто такой Арлекино в «Меня зовут Арлекино» и что такое «реализм» Рыбарева, какой новый стиль возник в «Романсе о влюбленных» Кончаловского, что непонятного в «Зеркале» Тарковского. Споры дополнялись объемными дискуссиями на страницах газет под рубрикой «Два мнения». Кино было не просто видом досуга, а частью жизни. Его ждали, в него верили, героев обожали и подражали.

27 августа будет отмечаться и в этом году в Музее истории белорусского кино. Как и в прежние годы, праздник посвящен тем, кто родом из того времени. Но главными героями станут уже те, кто продолжает киноисторию сегодня.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 162 (25044). Четверг, 25 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter