Праздничные телеграммы и острые стрелы

Все это неоднократно летело в сторону Купаловского театра

Все это неоднократно летело в сторону Купаловского театра

В этом году Национальному академическому театру имени Я. Купалы исполнится 90 лет. Как труппа будет отмечать эту дату? Известно, что Николай Пинигин готовит грандиозную премьеру. Все подробности будут известны ближе к осени, когда и состоится празднование. Сейчас же давайте вспомним, как раньше в театре отмечали юбилеи. Помогут нам в этом документы Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства.

Началом празднования десятилетнего юбилея можно считать участие во Всесоюзной театральной олимпиаде в Москве. Там белорусские актеры показывали «Мiжбур’е» Д. Курдина и «Гуту» Г.Кобеца. Жюри тогда отметило «бурный рост белорусской национальной культуры». И в то же время предостерегало БДТ «от опасности перегибания в сторону психологизма и натуралистического копания в упаднических настроениях классово чуждых элементов». Гастроли стали одной из причин того, что само празднование было отодвинуто на поздний срок. Оно состоялось 17 апреля 1931 года в Гомеле. Все национальные театры СССР прислали поздравительные телеграммы, что можно было считать признанием белорусской труппы и приглашением в свою творческую компанию. Председатель Совета народных комиссаров БССР Николай Голодед вручил театру грамоту. Актеру Владимиру Крыловичу за исполнение главной роли в спектакле «Линия огня» было присвоено звание «Заслуженный артист БССР».

Пятнадцатилетие театр отметил юбилейной поездкой по маршруту Киев—Харьков—Одесса—Ленинград. Тогдашний художественный руководитель Лев Литвинов и молодой режиссер Леонид Рахленко представили два своих совместных спектакля «Бацькаўшчына» по одноименному произведению Кузьмы Чорного и «Конец дружбы» Кондрата Крапивы.

Документов, подтверждающих широкое празднование двадцатилетия, в БГАМЛИ нет. Но доподлинно известно, что в 1940 году театр принимал участие в Декаде белорусского искусства в Москве. Вручение Госпремии автору пьесы «Хто смяецца апошнiм…» Кондрату Крапиве и исполнителю роли Туляги Глебу Глебову приурочили как раз к двадцатилетию БДТ-1.

Казалось бы, какой праздник в 1945 году? Но тогдашний директор театра Фаня Аллер решила иначе: кто, если не актеры, подарит людям радость? И купаловцы не только сделали свободный вход на «Паўлiнку», но и устроили праздничный вечер. Все ведущие актрисы пришли на него в белых платьях: директор невероятным образом умудрилась достать несколько десятков метров парашютного шелка.

Как писали газеты, «50-е годы были отмечены созданием купаловской Ленинианы». В Минск специально пригласили народного артиста СССР Павла Молчанова. Он стал первым исполнителем роли Ленина на белорусской сцене. Позже это «наследство» перешло к Борису Платонову.

Последующее десятилетие было отмечено сменой поколений в театре. Из России в Минск переехали Павел Кормунин, Николай Еременко, Галина Орлова и другие. В начале 60-х на службу поступили выпускники театрального института, которые сегодня считаются его ветеранами: Галина Толкачева, Мария Захаревич, Геннадий Гарбук, Геннадий Овсянников и другие.

Но это было чуть позже. Сорокалетие же с размахом отмечали несколько другим составом. 12 декабря 1950 года состоялась конференция зрителей, на которой обсуждались достоинства и недостатки театра. Критики обвиняли театр в том, что «теряется его творческая особенность», предлагали «возобновить творческие контакты с Крапивой, Макаенком и другими, близкими купаловцам по духу драматургами». Через несколько дней началась декада лучших спектаклей последних десятилетий. Венчал празднования общегородской вечер, в финале которого купаловцы представили премьеру — комедию А. Корастелева «Верю в тебя».

В 1955 году состоя­лись первые зарубежные гастроли белорусского театра: он отправился в Польшу. В том же году он стал академическим.

Интересно, что в 1960 году, делая отчет по случаю полувекового юбилея, тогдашний директор театра заслуженный деятель культуры БССР И. Михалюта отмечал, что коллектив работает над четырьмя пьесами белорусских драматургов А. Макаенка, М.Матуковского, А.Делендика. «Сегодня мы сражаемся за боевой, созвучный времени репертуар», — говорил он и приводил в пример молодых режиссеров Бориса Луценко и Валерия Раевского. Открылся же праздник бессмертной «Паўлiнкай», которую сыграли в семисотый раз.

Семидесятилетие отмечали скромно. Организовали «Фестиваль спектаклей» и выставку «Путь купаловцев». Значительно громче прошло семидесятипятилетие. На праздник приехали театры из России, Литвы, Украины, Польши. Белорусы собирались удивить всех «Купалой», эту пьесу Алексей Дударев писал специально к юбилею. Но, как объяснял тогдашний директор Иван Вашкевич, не нашлось денег: надо было пятьсот миллионов рублей. К счастью, на «Идиллию» финансов хватило. Этот спектакль называли большой удачей. Но пятнадцать лет назад в адрес купаловцев вместе с поздравительными телеграммами летели и острые стрелы. Больше всего доставалось худруку Раевскому. Руководство ругали за то, что театр «все больше склоняется в сторону забавы, музыкально-пластических зрелищ». В «мире развлечений» практически не находилось места мэтрам Тарасову, Белохвостику, Захаревич и другим.

Восьмидесятилетие тоже было нерадо­стным. Буквально за две недели до юбилея умерла великая актриса Стефания Станюта. Чуть раньше ушли из жизни Николай Еременко и Павел Дубашинский. Расстался с театром Николай Пинигин, на которого актеры возлагали большие надежды. В те годы, как никогда, стал очевиден разрыв между поколениями, молодежь практически не задерживалась. Конечно же, были и достижения. Валерий Раевский поставил «Чорную панну Нясвiжа», которая по сей день идет с успехом. Возобновили «Паўлiн­ку»: Зоя Белохвостик, исполнявшая главную роль семнадцать лет, передала ее Юлии Шпилевской.

Каким будет девяностолетие? Очевидно, что сейчас театр переживает возрождение. А значит, нас ждет что-то очень интересное…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter