Правовой диалог

На вопросы читателей отвечает Светлана ЗАБЕНЬКО, заведующая юридическим отделом «БН».

 Азбука розничной торговли

Приобрел мобильный телефон марки «Самсунг». Но дома убедился, что он меня не устраивает, т. к. там отсутствуют функции, к которым я привык. Я поехал в магазин и попросил заменить телефон на другой, но в просьбе было отказано. При этом директором в письменном ответе указано, что мной заключен договор купли-продажи, но никакого договора с магазином я не заключал. Насколько прав в этой ситуации магазин, имею ли я право настаивать на своих требованиях?

Н. А. КРАСЮК

г. п. Городея Минской обл.

Прежде всего необходимо прояснить ситуацию с заключением договора. В соответствии со статьей 463 Гражданского кодекса договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Поэтому, когда чек имеется, его наличие является подтверждением указанной сделки. Это означает, что в данном случае договор купли-продажи телефона между вами и магазином заключен.

Согласно статье 465 ГК и Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей», продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о предлагаемом к продаже товаре. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, — в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

К информации о товаре в соответствии со статьей 7 Закона «О защите прав потребителей» относится, в частности: его наименование, сведения об основных потребительских свойствах, цена и условия оплаты, гарантийный срок, наименование и место нахождения продавца, количество и комплектность товара, необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, в том числе ухода за ним, и иные сведения, предоставляемые по просьбе потребителя.

Статьей 28 Закона предусмотрено право покупателя возвратить товар надлежащего качества или любыми способами обменять его на другой. Но такая возможность предусмотрена не для всех видов товаров.

В соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 № 778, не подлежат возврату и обмену товары, имеющие гарантийный срок, в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате продажи. Мобильный телефон как раз относится к такому виду товаров.

Если продавцом была предоставлена информация о товаре в соответствии с требованиями законодательства, согласно статье 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» покупатель не вправе требовать замены или возврата товара.

Замена товара, имеющего гарантийный срок и отметку о дате продажи в техническом паспорте (или документе его заменяющем), производится при условии наличия заключения сервисного центра, в котором оговариваются техническое состояние товара, суть неисправности и невозможность ее устранения. Наличие дефектов в товаре определяется мастером сервисного центра и отображается в акте технического состояния.

Если ремонтной организацией будет установлено наличие дефекта товара, требования о замене товара должны быть удовлетворены. Если нет — товар будет считаться товаром надлежащего качества и замене не подлежит.

Вместе с тем, если вы считаете, что продавцом не была предоставлена необходимая информация о продаваемом товаре, а продавец с этим не согласен, вы имеете право требовать проведения экспертизы достоверности предоставленной информации.

Согласно статье 16 Закона, при возникновении между потребителем и продавцом  спора о достоверности предоставленной информации о товаре продавец обязан провести экспертизу достоверности информации за свой счет в порядке, установленном правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе принять участие в проведении экспертизы лично или через своего представителя, а также оспорить заключение экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны продавца, вы обязаны будете возместить продавцу расходы по проведению экспертизы.

Уважаемые читатели!

Свои вопросы юристу «БН» вы можете задать по телефону 287-19-24 по вторникам и четвергам с 10.00 до 13.00, по электронной почте info@belniva.by или письмом на адрес редакции: 220013, г. Минск, ул. Хмельницкого,10-а с пометкой «Правовой диалог».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?