Право стать самим собой

Древние греки считали, что достоинством обладает лишь тот человек, который знает свои права и умеет их защищать.
Древние греки считали, что достоинством обладает лишь тот человек, который знает свои права и умеет их защищать.

Визитка собеседника

: Иван КОТЛЯР, кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Брестского государственного университета, председатель правления белорусской секции Международного общества прав человека (МОПЧ), автор учебного пособия "Права человека", выдержавшего два издания, первый в нашей стране разработчик и преподаватель одноименного вузовского спецкурса.

- Иван Иванович, по мнению многих, "права человека" - это сухая и скучная материя. Легко ли преподавать студентам разделы обновленного пособия, страницы которого еще пахнут типографской краской?

- На самом деле эта учебная дисциплина может быть захватывающе увлекательной. Разве есть для человека что-либо более интересное, чем он сам? Молодым свойственно интуитивное желание постичь себя, и если дать им правильные координаты, то они скорее смогут разобраться в себе и окружающем мире. Скажу больше: очень многим взрослым и вроде бы умудренным житейским опытом было бы очень полезно иметь научное представление о том, что касается их напрямую. Особыми правами, к примеру, обладают социальные общности - инвалиды, потребители, беженцы, дети. Разве помешает знать, допустим, о международных механизмах защиты и поощрения прав человека?

- Общественное мнение, кажется, с недоверием относится к тому, что называют правозащитной деятельностью. Выходит, начинать просвещенчество на этой ниве надо не с чистого листа, а с преодоления бытующих предубеждений?

- Причины, увы, для предубеждений были и есть. По-моему, тот же Белорусский Хельсинкский комитет, многие другие организации, отечественные и международные, как правило, не занимаются всем комплексом прав, абсолютизируя лишь роль политических свобод. Часто сами права человека рассматриваются как средство борьбы против власти. Я бы однозначно сказал это о "Хартии-97", в которой функционеры-энтузиасты явно перепутали политическую деятельность с правозащитной. К сожалению, подмены сбивают людей с толку: ведь подчас коррупционера превращают в узника совести. Эта путаница мешает приобщению к идее прав человека как к интереснейшему явлению цивилизации. Кстати, мне очень импонирует высказывание Ницше: "Не вокруг творцов нового шума, а вокруг творцов новых ценностей вращается мир". Как педагог, как председатель белорусской секции МОПЧ (а организация наша, подчеркну, неполитическая, негосударственная, некоммерческая) вижу цель в воспитании культуры прав человека. Что же касается малых конкретных дел, которыми мы, естественно, занимаемся, то афишировать их не считаю корректным.

- Так насколько же, на взгляд ученого, действительно актуальна для страны проблема прав человека?

- Я считаю, что она остается в высшей степени актуальной для всех государств мира. Не исключение и мы. Нельзя абсолютизировать роль прав человека, но нельзя и замалчивать проблему. Возьмем, например, право на достойное существование... Разве оно реализовано для большинства людей планеты? С другими, не менее значимыми, далеко не все и не везде благополучно.

Становление суверенной Беларуси - я глубоко в этом убежден - невозможно без приоритета личности. Этого нельзя достичь, не усвоив сущность и роль в обществе прав человека.

- Задача сродни "сеять разумное, доброе, вечное"... Это во все времена было сложно. Что противится?

- Это и произвол чиновников, и недооценка значимости проблемы многими ответственными руководителями, учеными, политиками, и установившийся низкий уровень нравственности. Велики заблуждения общественного сознания. Одного из них мы касались в беседе: да, многие считают, что изучать права человека нужно только молодежи, студентам. На самом деле их необходимо знать всем, и особенно - сотрудникам государственного аппарата, родителям, учителям, работникам правоохранительных органов.

В целом же проблема до того непроста, что иные парадоксальные постулаты дисциплины и сегодня выглядят спорно, как приглашение к дискуссии. Один из деятелей французской революции Сиейс утверждал: "Если люди не равны в средствах, т.е. по богатству, по уму, по силе и т.д., то из этого не следует, что они не равны в правах". Вы с этим согласны? А ваши знакомые или коллеги?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter