В Беларуси процедуру экстракорпорального оплодотворения разрешили делать не только бесплодным, но и одиноким женщинам

Право стать мамой

До сих пор отсутствие мужчины в жизни женщины не считалось законным основанием для зачатия ребенка при помощи ЭКО. Теперь ситуация изменилась. Корреспондент «Народной газеты» пообщалась с белорусками, которые восприняли новшество Минздрава на ура и готовы использовать свой шанс на материнство.

Фото  pexels.com

На очную встречу с журналистом Алена идти категорически отказалась: сложная эпидемиологическая ситуация, а ей нужно беречь здоровье, ведь впереди серьезное испытание на прочность: куча анализов, гормональная терапия. Алене 41 год, и она очень переживает по поводу своего возраста: врачи говорят, что эффективность программы экстракорпорального оплодотворения после 40 лет снижается. Связано это преимущественно с качеством яйцеклеток и овариальным запасом женщины. Такая беременность потребует более внимательного и настороженного ведения, но даже это не гарантирует стопроцентного успеха.

Мы общались с Аленой то по телефону, то переписываясь в мессенджерах. Настояв на анонимности (имя героини я по ее просьбе изменила), женщина максимально откровенно рассказала о своей судьбе. Жила в незарегистрированном браке с мужчиной семь лет, родила сына. Но вскоре после того, как отец ребенка ушел от нее к другой, мальчик погиб в автомобильной аварии. С тех пор одиночество Алены скрашивают три кошки, подобранные на улице.

— С точки зрения профессиональных качеств я, наверное, могу считать себя состоявшейся личностью — престижная должность, хорошая зарплата. Да и вообще в финансовом плане не обижена: от двух бабушек и двух дедушек по наследству остались две квартиры, я проживаю в частном доме за городом, родители — в Минске, в обычной двушке. Знаю, что смогу поднять малыша, только бы все получилось… Конечно, стоило бы предпринять какие-то действия раньше, ведь мой мальчик погиб шесть лет назад. Но у меня как-то совсем не заладилось с мужчинами после ухода гражданского мужа. Наверное, есть такие раны на сердце, которые не заживают. И впускать в душу кого-то еще я очень боюсь. Не переживу второго предательства.

Просто переспать с кем-то, чтобы зачать ребенка? Мне на это и мой участковый гинеколог неоднократно намекала. Говорит, еще молодая, здоровая, и матка, и яичники в идеальном состоянии, нет непроходимости маточных труб… Не знаю, может, это в порядке вещей для 20-летних девочек, которые заинтересованы в том, чтобы выйти замуж по залету. Но когда тебе за 30, а тем более за 40, ты уже не готова бездумно рисковать. От случайных партнеров скорее можно получить кучу инфекций, передающихся половым путем, чем долгожданную беременность. Поэтому для меня ЭКО — оптимальный вариант. Жаль, что отсутствие полового партнера не считалось показанием для этой процедуры раньше, когда я была помоложе. Но все равно буду пробовать. Незамужняя женщина имеет право выбирать анонимного донора самостоятельно по фенотипическим признакам, группе крови и другим показателям. Постараюсь не оплошать. Возможно, такой вот анонимный донор останется в моей памяти лучшим мужчиной в интимной жизни.



Ольге 35 лет. Ни разу не была замужем, самые длительные отношения с мужчиной — полгода. Да, и такое бывает.

— Как видите, я не уродина, вполне себе нормальная, женщины и пострашнее меня семьи создают, — шутит моя собеседница. — Но всю свою жизнь, сколько себя помню, мужчины предпочитали со мной дружить, а не заводить романы. Может, особенность воспитания — не умею флиртовать от слова «совсем». Может, просто не привлекаю никого в сексуальном плане. Помню, ходила к психологу, которая мне рассказывала об особенностях феромонов, отвечающих за сближение партнеров на химическом уровне. Видимо, я их не вырабатываю. Честно пробовала забеременеть от своих немногочисленных мужчин, но ничего не получалось. При этом врачи уверяют, что в плане репродуктивного здоровья у меня нет никаких отклонений.

Близких отношений с мужчинами не поддерживаю уже больше трех лет. Как-то привыкла. Вот мама и бабушка — те никак не смирятся. Устраивают мне психологические атаки, напоминающие начальную сцену между героинями Екатерины Васильевой и Ирины Купченко в замечательном фильме «Приходи на меня посмотреть». Но в мою дверь не звонят такие шикарные мужчины, как Игорь, которого сыграл Олег Янковский. Да вообще никто не звонит, если уж по-честному. Я смирилась с женским одиночеством. Однако когда узнала, что теперь у таких, как я, появится возможность воспользоваться методом ЭКО, решила, что обязательно попытаюсь. Должно же хоть в чем-то повезти? Моей маме всего 55 лет, она сказала, что с большим удовольствием будет нянчиться с внучкой (я очень хочу девочку), бабушке 80, но она такой живчик — дай бог каждому в ее годы! Конечно, неприятно, что предоставление попытки ЭКО для дам без полового партнера совпало по времени с пандемией, у нас ведь и так высокие риски не выносить малыша. Однако делать нечего — буду пробовать. Откладывала деньги на машину, но теперь придется почистить кубышку основательно, может, даже кредит возьму. Думаю, справлюсь: живем втроем в четырехкомнатной квартире, для малыша будет место, все мои родные сказали, что поддержат и вещичками, и игрушками. Дело, как говорится, за малым — удачно забеременеть, выносить и родить.
В возрасте 30—35 и тем более старше неизбежен пусть и небольшой, но все же весомый процент одиноких женщин, состоявшихся в своей профессии, здоровых, красивых, но порой даже не имевших длительных отношений с партнером, от которого они могли бы забеременеть. Проще говоря, они еще могут стать хорошими мамами. Однако для зачатия, как известно, нужны двое. Кто-то из них, скорее всего, выберет вариант «чайлдфри поневоле», кто-то усыновит ребенка, ну а кто-то будет решительно настроен вопреки всему познать радости материнства, родив своего малыша. И когда экстракорпоральное оплодотворение становится последним шансом, отнимать его жестоко.
КСТАТИ
Фото  pixabay.com
Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», который вступит в силу с января 2021 года, помимо прочего, подарит многим супружеским парам право на одну бесплатную попытку экстракорпорального оплодотворения. Воспользоваться ею смогут супружеские пары, являющиеся гражданами Беларуси, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний. Кроме того, возраст супруги не должен превышать 40 лет.

Финансирование расходов на одну попытку ЭКО предусматривается за счет средств республиканского бюджета. При этом таким правом смогут воспользоваться также супружеские пары, которые прибегали к попыткам ЭКО на платной основе.

МНЕНИЕ

Марина Шкроб, член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Беларуси:


— То, что отсутствие полового партнера у женщины стало основанием для процедуры ЭКО, — неизбежное веяние нашего времени. На 100 девочек в среднем рождается 104—105 мальчиков, примерно к 27 годам эти показатели уравниваются. А дальше количество женщин с каждым годом начинает превалировать. Изначально женский организм более вынослив, это запрограммировано природой. Мужчины склонны к неоправданному риску в обыденной жизни, занятиям экстремальными видами спорта и, к сожалению, нередко выбирают нездоровый образ жизни. Вот и получается, что в возрасте 30—35 и тем более старше неизбежен пусть и небольшой, но все же весомый, когда речь идет об отдельно взятой судьбе, процент одиноких женщин, состоявшихся в своей профессии, здоровых, красивых, но порой даже не имевших длительных отношений с партнером, от которого они могли бы забеременеть. Проще говоря, они еще могут стать хорошими мамами. Однако для зачатия, как известно, нужны двое. Кто-то из них, скорее всего, выберет вариант «чайлдфри поневоле», кто-то усыновит ребенка, ну а кто-то будет решительно настроен вопреки всему познать радости материнства, родив своего малыша. И когда экстракорпоральное оплодотворение становится последним шансом, отнимать его жестоко.

Фото  pexels.com
Таких историй — десятки, сотни. Можно не опасаться, что это станет сиюминутным решением, о котором женщина впоследствии пожалеет: процедура дорогостоящая, значит, будущая мама будет настроена серьезно, все соизмерит, рассудит, примет решение, в котором уверена. Конечно, скорее всего, на ЭКО пойдут те одинокие женщины, у которых есть либо хорошая финансовая подушка безопасности, либо помощь со стороны родителей или других близких родственников. В любом случае, мне кажется, это будет взвешенный подход.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 29.12.2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» одинокая мать, как и замужняя, имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка, а также на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Размер указанных пособий привязан к бюджету прожиточного минимума и зависит от количества детей. При рождении первого малыша государство единоразово выплачивает 10 бюджетов прожиточного минимума, на второго и последующих детей — 14 БПМ. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет также назначается и выплачивается на каждого ребенка. На первенца — 35 % среднемесячной заработной платы, на второго и последующих детей — 40 % среднемесячной заработной платы.

Как мы помним, до 2013 года в стране для матерей-одиночек была преду­смотрена специальная доплата к пособию по уходу за ребенком до 3 лет, размер которой составлял до 75 % суммы пособия. Потом доплату отменили, поскольку выяснилось, что молодые мамы массово злоупотребляют статусом: живут в незарегистрированном браке, чтобы получать эту помощь, а в загс идут после того, как ребенку исполняется 3 года и выплаты прекращаются. Ситуация, с которой столкнутся одинокие женщины, решившиеся на ЭКО, с точки зрения норм морали совсем иная: у них действительно нет рядом надежного мужского плеча. Возможно, в будущем имеет смысл рассмотреть вариант предоставления таким молодым мамам государственной адресной социальной помощи.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter