Право слово...

Почему почти за год существования закон, защищающий права потребителей услуг ЖКХ, так и не смог перейти к полноценной практике и во многих вопросах до сих пор остается лишь “теоретическим пособием”?

Почему почти за год существования закон, защищающий права потребителей услуг ЖКХ, так и не смог перейти к полноценной практике и во многих вопросах до сих пор остается лишь “теоретическим пособием”?

В квартире минчанина Юрия Громыко произошла знакомая многим история: мужчина ушел утром на работу, а в обед его разыскала староста подъезда — в ванной прорвало трубу. Ситуация осложнилась тем, что Юрий Алексеевич живет на 8-м этаже старенькой панельной многоэтажки. И от разрыва видавшей виды трубы успели пострадать квартиры по 5-й этаж включительно. Разбирательства с коммунальниками на тему “чья труба” привели “нерадивого жильца” в суд, где мужчине ясно дали понять: злополучная авария произошла хоть и глубоко в стене, но на территории квартиры. А нести ответственность за все творящиеся там безобразия должен жилец. И даже тот факт, что хозяин в принципе не знал о наличии в стене этой трубы, ход истории не изменил. Теперь Юрий Алексеевич оплачивает соседям ремонт и спрашивает — зачем же тогда нужен закон о защите прав потребителей коммунальных услуг?

Кто ответит за трубу и лампочку?

Материалы судебных разбирательств по подобным жилищно-коммунальным конфликтам за последние 20 лет хранятся в архивах у юристов Белорусского общества защиты потребителей. Специалисты с уверенностью говорят: большинство скандалов возникает во время ремонтов и коммунальных ЧП. Когда разрабатывался закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ, именно эти два момента и старались положить в основу — черным по белому расписали, кого и в каком случае винить в любом случившемся коммунальном споре. Закон действует уже десятый месяц, а споров о том, “кто заплатит за ЧП”, меньше не стало.
— Проблемы начинаются с банального отсутствия у жильцов информации о своих правах и обязанностях, — проанализировала опыт разрешения коммунальных споров заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская. — Возьмите распространенную проблему сантехники. По закону жилец действительно несет ответственность за все водопроводное хозяйство, которое начинается от запорных устройств в стене и идет дальше в квартиру. Но много ли вы знаете людей, которые в состоянии самостоятельно, осмотрев раковину в ванной, авторитетно заявить, что ее пора менять?
Получается, что при любой аварии из-за этой самой раковины лишь один виновный — хозяин квартиры. И, как бы парадоксально это ни звучало, доказать что-либо будет просто невозможно. В то же время законодательство предусматривает “подстраховку” на такой случай — только вот о ней мало кто знает. Ответственность за сантехнику, может, и лежит на жильце, но заниматься ее профилактической проверкой должны коммунальники. Под роспись. Работники ЖКХ, правда, с такими профосмотрами в квартиры не спешат, а мы и не настаиваем. И очень зря.
Кстати, очень часто подобные проблемы возникают с электричеством. По закону мы не имеем права вторгаться в систему электропроводки в доме. Поэтому в случае замыкания из-за несанкционированно перенесенной лампочки опять-таки будет виноват жилец. Но, скажите честно, вы когда-нибудь держали в руках план электропроводки собственной квартиры? Нет, потому что таких схем жильцам не выдают, а они и не требуют.

Коммунальники “в ассортименте”

То, что в практике применения закона о защите прав потребителей коммунальных услуг есть пробелы, не отрицают и в Министерстве ЖКХ, где документ разрабатывался. Однако специалисты предполагают, что “прорехи”, связанные с недостаточной информированностью жильцов о своих правах и обязанностях, связаны с пока еще юным возрастом закона и со временем вопросов станет меньше.
— Мы постарались сделать закон полезным для простых потребителей, — прокомментировала потенциальную функциональность документа специалист управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Дания Рузыева. — В нем детально представлены нормы разрешения самых типичных проблем, правила оказания услуг ЖКХ, порядок перерасчетов за некачественную работу, а также ответственность за нарушение любых правил. Кстати, впервые все жилищно-коммунальные услуги разделены на основные (к ним относятся газо-, электро-, водоснабжение, отопление, вывоз мусора. — Авт.) и дополнительные. Жильцам официально предоставлено право выбирать поставщиков дополнительных услуг.
Однако на практике и этим правом пока практически никто не воспользовался. В Министерстве ЖКХ пробовали анализировать, почему так происходит, и пришли к выводу: жильцы либо не знают о такой возможности, либо не могут договориться между собой.
— Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства на 2010—2015 годы подразумевает, что уровень оказания многих услуг ЖКХ (кроме водо-, газо- и электроснабжения. — Авт.) на конкурентной основе достигнет 100 процентов. Люди сами будут выбирать, кто займется техобслуживанием их дома, вывозом мусора, ремонтами лифтов. Однако инертность самих жильцов тормозит этот процесс.

Перепланировка по обоюдному согласию

Кстати, белорусские коммунальники уже придумали, как подтолкнуть белорусов к скорейшему выходу из этого переходного периода. Например, в Минжилкомхозе предлагают последовать российскому опыту и создавать управляющие организации, которые будут руководить домом, если его жильцы не могут сделать это самостоятельно. Другие специалисты ЖКХ предлагают поступить кардинально: все имеющиеся сейчас вопросы и разногласия между жильцами и коммунальниками изложить в новой версии Жилищного кодекса. Документ как раз в феврале должны будут рассматривать в парламенте — есть реальная возможность окончательно избавиться от оставшихся жилищно-коммунальных вопросов.
— К существующим проблемам с четким определением правых и виноватых в возникающих коммунальных конфликтах необходимо добавить также вопросы по перепланировкам и проведению капремонтов, ведь из-за них возникает немало судебных споров, — предложил действительный член Академии жилищно-коммунального хозяйства Виктор Савицкий. — Когда речь заходит об индивидуализации жилья, приходится сталкиваться с самыми смелыми проектами перепланировок. Многие из них становятся предметами споров и разбирательств. А ведь в законе сказано, что человек имеет право совершенствовать свой дом, делая его удобнее и комфортнее. Но вот границ этого совершенствования никто не определил, отсюда и распри. Кстати, многие проектные организации пользуются прорехой в законе и неосведомленностью людей. Они просто наживаются за счет жильцов, запрашивая баснословные суммы за заведомо невыполнимые или трудносогласуемые ремонты. Только конкретика сможет заставить законодательные акты работать на защиту прав потребителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter