Хорошо ли учат в белорусских автошколах?

Право руля

Чем нынче  живут автошколы и можно ли с уверенностью говорить о том, что водительские корочки в кармане выступают гарантом безаварийного передвижения по дорогам?
Шутка ли: в нашей стране на тысячу жителей приходится примерно три сотни автомобилей. Считай, в среднем по одному в каждой семье. А то и по два. То ли еще будет, говорят эксперты. Так уж сложилось, что и в круговерти крупных городов, и в размеренной жизни на периферии без автомобиля многим уже никак не обойтись. Наличие авто позволяет быть мобильным, независимо от расписания с комфортом перемещаться из дома в булочную, из булочной — в гипермаркет, оттуда — на природу, а там и до друзей в другом районе недалеко… Но за руль так просто не сядешь — на это нужно разрешение. Водительское удостоверение получить сегодня стало не так просто. 

Чем нынче  живут автошколы и можно ли с уверенностью говорить о том, что водительские корочки в кармане выступают гарантом безаварийного передвижения по дорогам? Выслушаем разные стороны…


Нынешней осенью в дверях многих автошкол образовалась давка. Анонсированные изменения в графике обучения подтолкнули желающих получить водительские корочки. По слухам, у «бесправных» осталось совсем немного времени, чтобы обзавестись правами по пока еще относительно доступным ценам. Речь идет об увеличении количества учебных часов по практике вождения и обязательной установке видеорегистраторов в учебных авто. Это обещает ощутимо поднять тарифы.


Звоню в автошколы Минска, чтобы узнать: возможно ли попасть в «осенний набор»? Оказывается, да. Правда, не сразу. Кое-где, прежде чем сесть за парту, придется подождать месяц, а то и больше. При этом нужно быть готовым к тому, что класс будет заполнен курсантами на 100 %. Так, в автошколе «Автогалактика» число обучающихся выросло в разы — заполнилась даже перманентно пустующая треть мест в 10 группах, дополнительно сформированы еще две. В «Сигнале» все одиннадцать групп — под завязку. Во «Вневедомственной охране» рассматривают возможность добавить к двум ранее действующим группам еще восемь, если поток будущих водителей не иссякнет. 


Кстати, об учащихся. Еще года три-четыре назад в ученики шло много студентов. Именно они, по данным Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей, составляют основную массу клиентов автошкол. Получить права «на будущее», «пусть будет» и «за компанию» — таковы зачастую мотивы молодежи. И порой результат приходится весьма кстати. Ведь наличие удостоверения с категорией «В» все чаще спрашивают работодатели. А в сфере продаж и во время подработки без прав порой никуда. Вот и выкладывают ребята, да и взрослые (по воспоминаниям руководителей автошкол, в числе курсантов были и люди за 60 — кому на дачу надоело ездить на электричке, а кому и по Европе захотелось поколесить) по 4—5 миллионов рублей. Плюс еще оплачивают покупку 70—90 литров бензина. 

8 колл-автошкола.jpg

Дело в том, что сейчас на рассмотрении в Администрации Президента находится проект указа, касающегося безопасности дорожного движения. Поскольку процесс подготовки будущих водителей вызывает нарекания со стороны как инспекторов ГАИ, так и населения, предлагается увеличить срок практического обучения до 50 часов (сегодня он составляет 40 часов). Пока в этом вопросе не поставлена последняя точка, в автошколах оспаривают необходимость такого шага. Мол, многие курсанты и без того на «ты» с техникой. Единицам приходится начинать знакомство с автомобилем с нуля. 


— Не хватило времени на образование — для спокойствия лучше взять дополнительные часы, заплатив за них отдельно, — считает начальник отдела обучения вождению школы «Автогалактика» Владимир Тамкович. 


А тем временем его коллеги прикинули: стоимость обучения из-за десяти дополнительных часов автопрактики может вырасти на 20 %. Или на миллион с лишним рублей. 


Еще больше придется раскошелиться автошколам, когда введут видеорегистраторы. Называется даже предполагаемый день Ч — 1 января 2015 года. Причем съемка, которую будут вести устройства, будет и «внешней», и «внутренней». В любой момент можно посмотреть не только что происходило на дороге, но и в салоне. Понятно, что последний пункт наиболее рьяно опротестовывают инструкторы. Зачем им всевидящее око на рабочем месте?


Владельцев автошкол больше беспокоит, что будет после того, как ажиотаж схлынет и число желающих получить права вновь пойдет на убыль. Ведь с начала года в стране именно из-за недобора клиентов прекратили свое существование 22 автошколы. Наверное, сказываются последствия «демографической ямы» 90-х годов прошлого столетия. 

8_автоледи.jpg

А нынешние цены на обучение, подчеркивают отдельные руководители автошкол, как раз стоило бы увеличить — до 11—12 млн. рублей. Хотя бы для того, чтобы платить достойную зарплату мастерам. В «Автогалактике», например, мастер по обучению на ставку получает примерно 2,5 миллиона. Поэтому преподавание вождения у большинства не основной заработок, он подходит тем, кто работает сутки через несколько. 


— Найти желающих не так уж и просто, приходится ездить по организациям, просить, подключать знакомых, земляков, — делится наболевшим Владимир Тамкович. 


О чем еще ратуют в автошколах? О чистоте рынка. И предлагают закрывать те «конторы», курсанты которых из года в год показывают нулевые результаты при сдаче экзаменов в ГАИ. 


— Ведь до сих пор почему-то считается, что самое сложное — это получить права. И все ждут этого дня с ужасом. Получается, что многие автошколы готовят курсантов к сдаче экзамена в ГАИ, как репетиторы — к тестам, забывая, что упор надо делать на безопасность, — расставляет акценты директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей Андрей Максимов. По его мнению, куда сложнее для новичка — толерантно относиться к дорожному движению, верно оценивать обстановку и соотносить со своими знаниями.


КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Павел БРЕЧКО, начальник отдела безопасности транспортной деятельности Министерства транспорта и коммуникаций:

— Изначально планировали оснастить все учебные автомобили видеорегистраторами с определенными характеристиками. Такая норма была предусмотрена в изменении № 2 к СТБ 1567-2005 под сложным названием «Средство транспортное учебное механическое. Требования к дополнительному оборудованию и методы проверки». Вступления этой нормы в силу ожидали с 1 января 2015 года. Но начали поступать обращения от автошкол и к нам, и в правительство. Их посыл — требования сложны для выполнения. Ведь практическая их реализация потребует приобретения устройств памяти, серверного оборудования и не только. И у нас, и у разработчика изменений в стандарт — «Транстехники» — проходили совещания. По итогу Госстандарт получил ходатайство: переработать изменение в двух частях. Во-первых, перенести время старта изменений с января на сентябрь 2015 года. Во-вторых, на первом этапе оснащать видеорегистраторами машины, на которых учат на категорию «В», только при приеме экзаменов. Так что до осени следующего года как ездили в автошколах, так и будут ездить — безо всяких записывающих устройств. К тому времени мы пересмотрим еще раз требования к видеорегистраторам.

Мария ДРУК


druk_m@mail.ru


Немного строгости и ничего личного



Экзамены бывают разные. Но жизненный опыт показывает: если знаешь предмет — обязательно его сдашь. Пусть даже и не на самую высокую оценку. Правда, экзамен в ГАИ — немного другая история. Здесь права не выпишут, даже если сдал на «четыре». Засчитывается только безупречное выполнение упражнений. И дело не в перфекционизме. Это вопрос нашей с вами безопасности на дорогах. А потому само осознание этого обязывает быть строгим и непредвзятым.


Наверное, это непросто, когда за спиной — очередь из желающих подтвердить водительское мастерство. Для наглядности обратимся к статистике. За первое полугодие 63 автошколы Минска допустили к сдаче экзаменов в «высшей инстанции» почти 17,5 тысячи человек. Сложно сказать «подготовили», когда с первого раза не сдают 72 % курсантов. Многим для получения «зачета» требуется от трех до десяти попыток. В некоторых случаях экзаменаторы видят одни и те же лица до двух десятков раз. Неудивительно, что у автодрома по улице Семашко, где и проходят финальные испытания на допуск к вождению, частенько можно наблюдать аншлаг. 


Огорчает и тревожит то, что с каждым годом показатель несдачи с первого раза только растет. Любопытные цифры озвучил начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ УВД Мингорисполкома  Дмитрий Савощенко. Так, среди выпускников 16 автошкол города на одного «молодца» в среднем приходится 9 «неучей». Для сравнения, в ряде государственных заведений, например при Военной академии, военном факультете БНТУ, Минском автомеханическом колледже, в МЧС и некоторых других, процент провала экзамена с первой попытки составляет 10 к 30. В хвосте, как правило, «частники», которые учат непонятно как и чему, зато деньги берут исправно. Минская ГАИ направила свои предложения по этому поводу в прокуратуру. Суть их в следующем: если в течение полугода показатели сдачи экзаменов курсантами той или иной автошколы не улучшаются, вынести ей предписание. Ничего не поменяется за год —  лишить сертификата. 


Но пока все как работали, так и работают. А значит, решившись выучиться на права, стоит лишний раз обдумать, куда нести свои деньги. Чтобы потом не краснеть перед экзаменаторами и быть уверенным в своих действиях. Ведь дорога ошибок не прощает.


Мнение


Андрей МАКСИМОВ, директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей:

— Как определить качество подготовки водителей — вопрос спорный. Во всем мире за основу берут процент совершения ДТП по вине молодых водителей от общего числа дорожных происшествий. У нас этот показатель колеблется в пределах 3—5 %. Это нормальный, среднемировой показатель. Стоит сказать, что, согласно некоторым исследованиям, больше аварий совершают те, кто за рулем от трех до пяти лет. Прочных навыков у таких людей еще нет. Но есть уверенность, что если три года проколесил спокойно и без ЧП, то ничего не случится. К слову, в ряде стран новичками считаются те, кто не отъездил трех лет. И все это время для них действуют различные ограничения. У нас вы часто видите на машине наклейку, что управляет ею бывший курсант автошколы. Знак ограничения скорости в 70 километров в час есть далеко не у каждого водителя-новичка. 

И еще один нюанс: два «испытательных» года отсчитывать с момента получения прав или со дня реального управления авто? Можно ведь положить права на полку, выждать время, а потом лихачить. 


Что ни день, то что-то новое



Обучение в автошколах России и система выдачи прав здесь в последнее время претерпевают значительные изменения. Например, недавно семейство категорий в этой стране пополнилось буквой М. Имея ее, можно смело управлять скутером или мопедом. Ужесточились и требования к материально-технической базе автошкол. Среди них — наличие собственных площадок для обучения курсантов (минимум 0,24 га) и оборудованный перекрестком, пешеходным переходом и разметкой полигон. 


Кроме того, автошколы будут выдавать  свидетельство о профессии водителя. Этот документ станет обязательным при сдаче экзаменов в ГИБДД. Госавтоинспекция, в свою очередь, должна будет передать часть функций по приему водительских экзаменов автошколам. Правда, лишь тем, которые имеют собственный компьютеризованный автодром. С введением новых правил учеников «привилегированных» школ освободят от двух экзаменов  — сдачи теории и «площадки».  Однако, к таким школам станут предъявлять повышенные требования. Например, в части успеваемости.  Если ученики часто пересдают внутренние экзамены (30 % экзаменов по теории и 20 % «площадки»), то автошкола лишится «привилегий» на полгода, а ее ученикам придется сдавать  все экзамены на общих основаниях.


Еще одно новшество заключается в том, что «площадку» и езду по городу разделили на два самостоятельных испытания. Предполагается, что это повысит уровень подготовки.  Кроме того, сейчас разделение позволит взимать госпошлину за каждый практический экзамен. Соответственно, чем меньше кандидат будет пересдавать, тем дешевле обойдутся права. Сейчас ученик платит госпошлину и получает бесконечное количество попыток сдачи экзамена, пока не устареет оценка за теорию. Согласно статистике, сейчас ГИБДД принимает порядка 8 миллионов экзаменов в год, а права получают только 2,5 миллиона человек. С 1 января 2015-го количество попыток сдать на права ограничат. Повторно на экзамен можно будет прийти через неделю после первой неудачной попытки. Если же ученик проваливает три экзамена, то в четвертый раз он сможет пересдать только через месяц. Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действует в течение полугода.


Согласно новым программам обучения будущих водителей, учащиеся российских автошкол будут более углубленно изучать психологию.


Практика на пересеченной местности



Выдачей водительских прав в США занимается Департамент транспортных средств (Department of Motor Vehicles (DMV). Организация эта не является федеральной, поэтому правила дорожного движения, требования, штрафы и стоимость испытаний в разных штатах будут отличаться. Чтобы получить права, нужно сдать экзамен. Он, как и у нас, разделен на два этапа: теория и практика. Необходимо еще, естественно, пройти и проверку зрения. Надо сказать, что минимальный возраст для получения водительских прав отличается в разных штатах. В Дакоте, например, это 14,3 года, в Нью-Джерси — 17 лет. 


Теория сдается в виде теста. Он совершено несложный, утверждают наши соотечественники-эмигранты. В некоторых штатах необходимо прослушать дополнительно лекцию об алкоголе, наркотиках и безопасности движения, сдать по ней тест. После успешной сдачи теории кандидат получает «ученические права». С ними можно садиться за руль на два-три, а иногда и шесть месяцев. Такое водительское удостоверение выдается для того, чтобы ученик мог самостоятельно подготовиться к практическому экзамену. Есть при этом ряд ограничений. Например, могут быть запрещены перевозка пассажиров, вождение без присмотра лица, имеющего полноценные права, вождение в ночное время и т.п. Эти «но», естественно, в каждом штате свои.


Когда ученик считает себя готовым сдавать вождение (в некоторых штатах не ранее чем через определенное время), можно записываться на экзамен в DMV на любое удобное время. Самым сложным считается параллельная парковка: выполнить ее нужно за три минуты и не заехать на тротуар. Экзамен нужно сдавать на своей машине. 


В отличие от Европы и Австралии, начинающие водители старше 18 лет (в некоторых местах — 21 года) не сталкиваются с ограничениями. Однако в нескольких  штатах на новичков распространяется испытательный срок (обычно от 6 месяцев до 2 лет), в течение которого следуют более жесткие наказания за нарушения правил дорожного движения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter