Источник: Знамя юности
Знамя юности

Мотоциклист vs автомобилист: кому принадлежит проезжая часть?

Право руля

Не бывать дружбе между мотоциклистами и автомобилистами. Так повелось, что представители этих водительских категорий никак не могут ужиться на дороге. Отсюда и бесконечные конфликты: то байкер выныривает из слепой зоны, пугая автомобилиста, то водитель машины во что бы то ни стало «выживает» двухколесного с дороги…

Александр Волков, стаж вождения мотоцикла десять лет, ездит на Тriumph

Мотоциклист сейчас «не торт»

– Не считаю автомобилистов своими врагами, хотя конфликтных ситуаций на дороге хватает. Самые частые случаются в начале мотосезона из-за того, что многие автомобилисты не воспринимают мотоцикл за полноправное транспортное средство, бывает, перестраиваются, подрезая, не уступают дорогу, даже если имеют преимущество.  Иногда едут перед тобой и сознательно не дают себя обогнать или объехать стоящий затор. Кстати, делаю я так только в том случае, если все машины не двигаются и есть гарантированное место для моего мотоцикла, как только пробка трогается, еду в потоке вместе со всеми. Таким «непущунам» стараюсь улыбнуться и поехать дальше. Думаю, они ведут себя так не из-за особой неприязни к мотоциклистам, а из-за отсутствия общей культуры.


Хотя и мотоциклист сейчас «не торт». Когда я только начинал водить байк, у нас было настоящее мотобратство: все друг друга знали, помогали. Это была особая культура. Раньше человек, который мог позволить себе мотоцикл, должен был обладать особым социальным статусом и получать хорошую зарплату, потому что приличный аппарат стоил примерно как машина (7–8 тысяч долларов в эквиваленте). Сегодня его цена в два-три раза меньше. Уже за тысячу-другую долларов можно купить спортивный байк, который будет разгоняться до сотни в мгновение ока. При желании практически каждый может рассекать на мощном мотоцикле. Между тем я бы суперскоростные агрегаты сравнил с «Формулой-1». Как думаете, если у кого-то хватило денег купить гоночный болид, он может выезжать на нем на дорогу? Правильно, нет. Без специальных навыков управление такой техникой невозможно даже на треке. Почему же тогда у нас любой новичок может сесть на крутой спортбайк, не имея опыта вождения двухколесного  транспортного средства? Отсюда и печальная статистика: 80 % аварий со смертельным исходом произошли с водителями гоночных агрегатов.

При этом обучение в мотошколах – условное. Чтобы получить право управления мощнейшим транспортным средством, достаточно на­учиться трогаться, останавливаться, ехать по ровной линии и выполнять «восьмерку». Я вам скажу, что такие фигуры «высшего пилотажа» любой цирковой медведь выполнит. Эти элементы почти никак не связаны с такими понятиями, как безопасное вождение.

К сожалению, человек, получивший права на самый простой мотоцикл, чуть ли не на следующий день может садиться за руль байка. А опыт самых развитых мотоциклетных стран подсказывает, что так делать нельзя. Там существует поэтапная сдача на права.

Я предпочитаю чопперы и туристеры, на них можно ездить далеко и комфортно, везти багаж, пассажира, а лихачить не принято. Но, признаюсь, понимаю тех, кто бесшабашничает за рулем спортбайка. Ехать на спортивном мотоцикле по правилам достаточно некомфортно, приходится себя все время останавливать.

Если честно, то для меня остается загадкой, почему автомобилисты и мотоциклисты становятся соперниками на дороге, если 98 процентов байкеров – это те же водители машин, пересевшие на лето на двухколесный транспорт.

Андрей Щербич, стаж вождения автомобиля 14 лет, ездит на Mercedes

Плюсик в карму

– Автомобиль для байкера – громадная угроза, потому что мотоцикл не защищен ни кузовом, ни подушками безопасности. Однако, кажется, большинство води­телей двухколесных транспортных средств об этом забывают.


Чаще всего раздражает, что водители байков слишком шустрые и в любую секунду могут оказаться в сантиметре от тебя. Будь-то во дворе, на парковке, загородной трассе или городском перекрестке. «В любом случае маневры можно совершать только после взгляда в боковое зеркало», – скажете вы и будете совершенно правы. Но двигаться, постоянно оглядываясь назад, невозможно. Вот недавно был случай. Еду по трехполосной дороге в городе. Замечаю неровность и хочу принять вправо, чтобы ее обойти (в пределах своей полосы). За мгновение до маневра замечаю в зеркале мотоциклиста, который настигает меня в том же ряду, что и я. Мне пришлось на скорости 60 километров в час влететь в яму. А довольный мотоциклист умчался… Что ж, буду надеяться, что заработал плюсик в карму за спасенную жизнь и здоровье одного лихача. Но, согласитесь, так получится не у всех.

А вот еще из той же серии: мчу по загородной трассе, слушаю музыку. Раз в полминуты поглядываю в зеркала. Вдруг меня догоняет мотоцикл. Судя по скорости, он скорее летит, чем едет. Я решил принять вправо, а там, как оказалось, едет еще один гонщик. Статистику аварийности удалось не пополнить, однако неприятный осадок остался. И пусть байкеры говорят, что настоящие профи так не поступают, и советуют не уступать дорогу в другой раз, если тебя опережают сразу с двух сторон, но всегда хочется по-человечески вести себя и в жизни, и на трассе. Если выезжаешь на дорогу, будь добр, езди по правилам. Нравятся тебе они или нет – они общие для всех.

Иногда невольно выругавшись на очередного отлета, задаюсь вопросом: где их вообще учат ездить. Хотя и сам прекрасно знаю – в авто­школах. С 22 апреля изменится порядок сдачи практического экзамена на право управления мотоциклом. К примеру, скоростное маневрирование ограничат по времени – на прохождение дистанции будет отведено семь секунд. Упал во время выполнения этого элемента – экзамен прекратят, права не выдадут. Думаю, кардинально подготовку водителей это не изменит. Стоило бы экзамены усложнить, добавив в программу некоторые особые моменты при маневрировании, дать возможность мотоциклистам почувствовать скорость, учесть некоторые внезапные ситуации. Ведь в аварии тело должно сработать на автоматике, никакие курсы и учебники не помогут сориентироваться, случись вдруг что.

odubrovsk@sb.by

Фото автора и из личного архива Александра Волкова.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter