Право руля

Сага об обмене водительских прав изобилует острыми сюжетами...

Сага об обмене водительских прав изобилует острыми сюжетами. Автомобилисты берут отгулы, штурмуют межрайонные экзаменационные отделы ГАИ, выстаивают многочасовые очереди, чтобы получить удостоверения международного образца. До 29 марта, когда вступят в силу поправки к Международной конвенции о дорожном движении, осталось всего несколько дней. Но почему грядущий вторник вдруг стал для белорусов датой «Х»? Многие опасаются, что потом выехать за границу с нынешними водительскими правами — привычной ламинированной картонкой — будет нельзя. Остановят и оштрафуют. Клубок возникших проблем и слухов пытался распутать корреспондент «СБ».


Новые водительские «корочки» в нашей стране выдают всего два месяца. По данным УГАИ МВД, их на руках у автолюбителей уже около 144 тысяч. Специалисты Госавтоинспекции прогнозировали: очереди, выстраивавшиеся в первые дни, когда начался обмен прав, со временем рассосутся. Но этого не случилось. На днях поднялась вторая волна ажиотажа. В толпе у здания Минской ГАИ по проспекту Дзержинского мы насчитали около сотни человек. В новом комплексе в Ждановичах людей еще больше, но там вдобавок идет массовая регистрация авто. Ради чего, собственно, стоят?


«Собираюсь провести отпуск в Крыму», «Детей в Словакии хочу навестить», «По работе в Европу много езжу» — ответы однообразны. Поправки к венской конвенции автоматически ассоциируются у наших водителей с табу на автомобильную поездку за границу. Насколько резонны эти опасения? Однозначного ответа получить так и не удалось.


— Я считаю, что в первую очередь нужно поменять удостоверения тем, у кого истек срок их действия, — такой комментарий дал «Интерфаксу» начальник управления Госавтоинспекции МВД Юрий Литвин. — Относительно выезда за границу, напомню, что согласно статье 43 конвенции предусмотрен переходный период. Он начнется 29 марта. Конвенцию подписала не только наша страна, но и ряд других. Среди них Польша, Литва, Латвия, Россия, Украина — все наши соседи. Страны, присоединившиеся к конвенции, взяли на себя обязательства признавать ранее выданные удостоверения в течение срока их действия.


Эти слова подтвердили и другие специалисты ГАИ, и представители ГИБДД России. Мол, поезжайте, проблем из–за старых прав не будет. В качестве доказательства порекомендовали почитать конвенцию. Почитал. Вот необходимый нам пункт 43.1, на который ссылаются все: «Национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия».


Только один нюанс. Старые «корочки» в полной мере приложению 6 не соответствуют. Ведь среди сведений, которые должны указываться в водительском удостоверении национального образца, значится подпись или отпечатки пальцев. Иными словами, то, чего в наших правах нет. Для ушлых рядовых инспекторов ГАИ и ГИБДД это формальный повод уличить водителя в нарушении. Впрочем, поживем — увидим. Как будет на самом деле, покажет только практика, когда тысячи наших автомобилистов рванут в отпуск к Черному морю.


Такая неопределенность, пожалуй, и порождает ажиотаж. Позиция водителей понятна: лучше перестраховаться. Только вот межрайонные экзаменационные отделы с потоком не справляются.


— Сотрудники работают сверх графиков, их штат уже увеличен, собираемся его снова расширять, — перечисляет варианты выхода из ситуации начальник пресс–службы Минской ГАИ Жанна Тройно. — Кроме того, планируем открыть в ТЦ «Ждановичи» еще один пункт, где будут выдавать водительские удостоверения.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter