Право руля

Больше всего некоторые курсанты автошкол боятся не строгого гаишника–экзаменатора, не агрессивных водителей, а... собственного инструктора по вождению...

Больше всего некоторые курсанты автошкол боятся не строгого гаишника–экзаменатора, не агрессивных водителей, а... собственного инструктора по вождению. Сердитый дядька может ни с того ни с сего и осерчать, и прикрикнуть, и матом загнуть. Кажется, еще вот–вот — и оплеуху за не вовремя показанный поворот отвесит. Вопрос, который задается из раза в раз: чему они могут научить, если элементарно не владеют методикой преподавания? Раньше инструкторы жаловались на нехватку времени: мол, за 29 с половиной часов новичок не научится даже с коробкой передач толком управляться! К их доводам прислушались и в 2006–м учебные планы изменили — на практику выделили еще 10,5 часа. Потом владельцы автошкол возмутились: не можем набрать квалифицированный персонал, фиксированная стоимость обучения не позволяет устанавливать достойную зарплату. Опять пошли навстречу — цены отпустили. А результаты все равно неутешительные... В 2008 году 743 аварии совершили те, кто получил водительскую «корочку» меньше двух лет назад. По вине неопытных автомобилистов погибли 128 человек. И дело, думается, не только в бестолковых учениках, а скорее даже в безразличных учителях. По мнению специалистов, снизить аварийность среди начинающих водителей можно, изменив методы преподавания.


Инструктор и ныне там


Чем занимаются шоферы–преподаватели на занятиях, проверяли пару недель назад инспектора Минской ГАИ. Вот картина на учебном автодроме: инструкторы, сбившись плотной группкой, курят в сторонке, изредка поглядывая на подопечных, которые штурмуют эстакаду или загоняют несчастный автомобиль в диагональную парковку. Время от времени покрикивают для острастки. Но это еще не худший вариант! Другие приписывали лишние километры или вдруг меняли маршрут. На одном из учебных автомобилей вообще стояла «лысая» резина. И такую машину предоставили неопытному курсанту, который и на исправном авто чувствует себя неуверенно! Поразил всех инструктор, явившийся на работу после вчерашнего застолья (еще чуть–чуть и его можно было бы лишать водительских прав). Он и не скрывал, что накануне употребил... Каким опытом поделится такой «мастер»? Может, как скрывать похмельный синдром?


Но главная, стратегическая ошибка в том, что учеников по–прежнему усиленно натаскивают на экзамены в ГАИ, а не учат ездить в реальных условиях. «Тещин дворик», гараж, эстакада... И так по кругу. Все это напоминает муштру, зубрежку, но никак не обучение. Детальному анализу ошибок уделяется слишком мало времени. Психофизиологические особенности курсанта вовсе не учитываются. А ведь одному очень сложно ездить на машине с механической КПП, другой не сможет часами тащиться по трассе — долгая дорога его сильно утомляет и он непременно уснет, третьему нужно учиться воспринимать сразу много объектов. От этого напрямую зависит стратегия преподавания.


Однако немногим курсантам попадается и хороший шофер, и тонкий психолог, и мудрый педагог в одном лице. Какой там индивидуальный подход! Очень разных людей учат по одной и той же схеме. Не мытьем, так катаньем!


Слабое звено


А еще ученик иногда слышит в свой адрес обвинения: не получилось припарковаться — неумеха, заглох — бестолочь, занесло — аварийщик. Эти отношения напоминают издевки дембеля над только что присягнувшим бойцом. Почему мастер относится к ученику свысока, с ходу записывает в «двоечники»? Предположу, что судит исключительно с позиции экзаменатора, а не помощника и преподавателя. Но насильно навыки не привьешь. Тут мало житейского опыта и двадцатилетнего водительского стажа, необходимо обладать специальными знаниями.


Кстати, а кто вообще может стать инструктором по вождению? Есть три обязательных критерия. Во–первых, кандидат должен иметь техническое образование, причем необязательно высшее, можно и среднее специальное. Во–вторых, проработать не менее трех лет на механическом транспортном средстве. В–третьих, пройти курсы повышения квалификации. Выходит, что у любого технаря со средним специальным образованием есть все шансы стать мастером производственного обучения. Представьте реакцию кандидата наук или менеджера высшего звена, на которого покрикивает такой специалист.


— Проблема еще и в том, что инструкторы по вождению бывают слишком субъективны, — считает заведующая лабораторией Республиканского центра проблем человека БГУ Светлана Сагайдак. — Мы провели эксперимент: просили сотрудников автошкол в анкете оценить способности их учеников. А потом тестировали курсантов и сравнили полученные результаты. Разница огромная! Инструкторы ставили всем либо «отлично», либо «неуд». И только один мастер производственного обучения использовал всю палитру оценок.


Их ждет скамья... студенческая


А теперь поговорим о деталях. Например, кто–нибудь знает, что свою учебную карточку после каждого практического занятия курсант должен забирать? Однако чаще инструкторы протягивают ее ученику лишь для того, чтобы тот поставил подпись. Вроде бы формальность, но держать карточку при себе в интересах самого курсанта. Иначе он не до конца получит оплаченную услугу: пропустит вождение в темное время суток или на загородной трассе только потому, что мастеру показалось вождение в сложных условиях лишним.


С другой стороны, качество преподавания зависит во многом от принципиальности руководства автошколы. Контролировать инструкторов по вождению должны директора или старшие мастера, а не сотрудники ГАИ и специалисты «Белтехосмотра», который теперь курирует автошколы (раньше этим занимались в БелНИИТ «Транстехника»).


— Это действительно не наша задача, но с жалобами разбираться приходится частенько: больше всего проблем как раз с мастерами производственного обучения, — признает заместитель директора «Белтехосмотра» Михаил Свистун. — На них жалуются из–за недостаточной квалификации, неприязненного отношения... Проблема серьезная, требует обстоятельного подхода. На наш взгляд, есть смысл изменить систему подготовки мастеров. Дипломированных специалистов должны выпускать вузы и колледжи, скажем, БНТУ и Минский государственный автомеханический колледж. Мы разработали проект программы протяженностью не менее 600 часов. Для сравнения: сейчас курсы повышения квалификации рассчитаны на 80 часов. Профессионалы будут преподавать не только технические дисциплины, но и основы педагогики, психологии, которыми нынешние инструкторы не владеют. Правда, есть и сложности: ведь такое обучение обойдется недешево. Кто возьмет на себя такие затраты?


На тест, внимание, марш!


Конечно, никто не собирается делать из инструктора профессора психологии. За рулем нужно не сеансы психотерапии проводить, а учить управлению машиной. В процессе корректировать курс мастер просто обязан, но начальную установку должны дать именно специалисты. Самый простой способ — протестировать кандидата в водители на компьютере. Беспристрастная машина расскажет все про точность и быстроту реакций, а главное — подметит слабые стороны. Вся закавыка в том, что у нас теста как такового не было. Лишь недавно нечто подобное по инициативе Минтранса разработали в Республиканском центре проблем человека БГУ. Около ста учащихся автошкол опробовали экспериментальную версию. Выполнить комплекс упражнений попытался и я.


Итак, все начинается с занудного теста. По монитору плавно смещается красный треугольник. Вдруг он превращается в желтый кружок. Нужно как можно быстрее нажать на клавишу. А как только треугольник доходит до определенной точки — опять надавить на пробел. И так полчаса. Уф, у кого нервы выдержат!


— На то и расчет, — улыбается Светлана Сагайдак. — Так мы проверяем точность реакции, работоспособность, выносливость и уравновешенность. Вот вам, например, дальняя дорога будет даже в радость. А кого–то это может сильно утомить. В таком случае рекомендовали бы взять дополнительные занятия на загородной дороге. То, что вы нажимали на клавишу чуть раньше времени, свидетельствует об эмоциональной возбудимости. Вам нельзя садиться за руль, если есть неразрешенный конфликт.


Следующее упражнение заставило вспомнить математику. На самом деле ничего сложного: появляются таблицы цифр. Нужно было кликать мышкой в определенной последовательности. Это меня тестировали на внимательность и способность быстро переключаться. Полезно! На дороге постоянно приходится то в боковое зеркало смотреть, то на светофор, то на знаки.


Или вот еще тест с джойстиком, который мне чем–то напоминает рычаг переключения передач: нужно запомнить направление и ритм курсора и повторить. Таким образом проверяют двигательную координацию — как я смогу приспосабливаться к потоку. Но вдруг появляется красный экран, а в наушниках раздается резкий звук. Как будто перед тобой только что промчался лихач, да еще и просигналил. Волей–неволей сбиваешься с ритма. Словом, этот тест я завалил.


— Может, переделать?


— Ни в коем случае! — запротестовала Светлана Сагайдак. — Наоборот, принять как руководство к действию: вам нельзя совмещать несколько действий сразу. Например, регулировать магнитолу и управлять машиной. Поймите, результаты теста — это не диагноз. Допустим, комплекс упражнений помогает узнать, способен ли человек безаварийно управлять машиной с механической КПП. Но это вовсе не значит, что ему запрещено ездить на такой машине. Просто инструктор должен знать, на чем делать упор во время обучения.


Пока версия теста экспериментальная. Но, не исключено, вскоре он появится в каждой автошколе. Перед началом обучения курсант выполнит комплекс упражнений, а мастера сформируют особую программу занятий — для каждого учащегося свою. Это может стать первым шагом к созданию более индивидуальной и корректной системы подготовки водителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter