Нужна ли либерализация правил дорожного движения

Право руля

Нужна ли либерализация правил дорожного движения?
Мы транзитное государство, и дорожная политика для нас имеет особое значение. Один из важных вопросов — безопасность. И здесь нам удалось достичь существенных успехов: если в 2005 году было совершено 7,7 тысячи ДТП, в которых погибли 1673 человека, то в 2015-м — 4,1 тысячи, число погибших  — 658. Неудивительно, что в начале года на общественное обсуждение был вынесен ряд предложений, касающихся в том числе смягчения наказания за нарушение некоторых правил поведения на дороге. Тем не менее многие проблемы в этой сфере пока не решены. О том, что нам следует изменить и как у нас можно использовать зарубежный опыт, в беседе с председателем правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрием Важником.


— Весь мир идет по пути ужесточения правил дорожного движения, и мы тоже придерживались этого направления. Сейчас же решились на некоторую либерализацию. Насколько это оправданно?

— Я не стал бы утверждать, что весь мир идет по пути ужесточения правил дорожного движения. Общим принципом в развитых странах является ответственность государства и специалистов за качество транспортной системы. В удобной системе массово не нарушают, а если нарушают — значит, в системе что-то неправильно. Принуждение применяется только к небольшой части людей, заведомо не согласных с общими правилами. У нас хороший пример того, как сработали жесткие меры — проблема нетрезвых водителей. После того как за такое нарушение ввели конфискацию автомобиля, число ДТП, произошедших по вине пьяных автомобилистов, снизилось в разы. Однако нужно понимать, что законы охватывают далеко не весь спектр причин, по которым происходят ДТП. Например, сейчас настоящий бич — нетрезвые пешеходы, в Минске с этим связана каждая четвертая гибель пешехода. Это сложное явление, и одним лишь ужесточением правил дорожного движения проблему не решишь. 

В либерализации ничего плохого нет, если это касается таких нарушений, которые не влияют на безопасность движения. Штрафы за подобные действия только злят людей, поэтому избавляться от них — вполне целесообразно. 

— Наибольшее число опрошенных по итогам общественного обсуждения высказались против штрафов за забытые права. А вот смягчение наказания за переход дороги в неустановленном месте и превышение скорости до 20 км/ч уже оценивается не столь однозначно. О чем это говорит?

— Сегодня есть возможность проверить, забыл человек удостоверение или его в принципе нет. И если права действительно просто не переложили из другой одежды либо случайно оставили дома, что дает выявление этого факта? Чем такой водитель опаснее другого? Это действительно та норма, которая может быть беспроблемно изъята.

Тем временем, например, допустимое превышение скорости 20 км/час — это, на мой взгляд, неприемлемо. Если на определенном участке нельзя превышать 40 км/ч, а человек едет 60 км/ч — возможно, действительно есть смысл пересмотреть ограничение. Но делать это нужно иначе. В первую очередь задать вопрос: почему человек едет 

60 км/ч и насколько это безопасно? Если так удобнее и это не повлечет серьезных последствий, значит, нужно установить другой знак, например, не более 50 км/ч. Если превышение на этом участке небезопасно, нужно принуждать замедлять скорость, ставить искусственную неровность. Но любое принуждение должно быть обоснованным. 

— Какими бы ни были правила, важно прежде всего то, как они соблюдаются. В странах Западной Европы это работает. Очевидно, что культура вождения — часть общей культуры нации, ее уважительного отношения к закону. Как это достигается? 


— Люди одинаковые везде. В одних и тех же условиях они будут вести себя примерно одинаково. Поэтому очень важно, какими будут эти условия. Навязать человеку некую “культуру”, “принципы” на словах невозможно. 

К примеру, у нас в отличие от западных стран пока существует убеждение, что главный на дороге — водитель. В развитых странах давно пришли к тому, что главный — пешеход, при любых обстоятельствах. В западных городах при строительстве дорог в первую очередь продумывается, как будет удобно передвигаться людям без машины, и только во вторую учитываются интересы водителей. Там, где скорость выше 50 км/ч, автомобиль должен быть изолирован. Когда система выстроена таким образом, водителю не нужно указывать на то, что он должен уступить пешеходу.

— Какие условия у нас созданы для безопасного движения? Как мы могли бы их усовершенствовать?

— В этом плане нам удалось достичь существенных успехов. Минск по уровню безопасности на дорогах по итогам прошлого года догнал Брюссель и опередил Будапешт, Варшаву, Рим, Ригу, Вильнюс, Киев и другие. Расчет делается из числа погибших — это самый верный показатель, который невозможно подделать. Так вот, в прошлом году это было 23 человека на 1 миллион жителей, в то время как до 2006 года — не менее 60. Таких успехов удалось достичь благодаря внедрению у нас программы “Добрая дорога”. Она базируется на принципах шведской программы Vision Zero, цель которой свести число смертей в ДТП к нулю. В первую очередь это касается корректировки среды, созданной для водителей и пешеходов.

Взять, например, минские проспекты Дзержинского и Партизанский — большие радиальные магистрали. 

В первом случае аварийность после реконструкции выросла в разы: было около 1 процента от городских ДТП, сегодня около 5 процентов. На Партизанском проспекте обратная ситуация: было почти 5 процентов, стало 2. Здесь правильно нарисовали разметку, скоординировали светофоры, провели точечные мероприятия на каждом перекрестке. Проспект Дзержинского, в свою очередь, просто расширили, без учета сопутствующих факторов. В то время как еще на этапе проектирования нужно просчитывать аварийность и заранее думать о том, как можно ее предотвратить.


Блицопрос

Как бороться с хамством на дорогах? 


петрусенко (Копировать).jpgВладимир Петрусенко, заместитель главы администрации Железнодорожного района Гомеля:

— Думаю, что необходим комплексный подход. Воспитание культуры начинается в автошколах и поддерживается ГАИ. Сегодня активно используются системы видеонаблюдения, видеорегистраторы. Они должны стать дополнительными глазами госавтоинспекторов. Когда водитель понимает, что его хамское поведение фиксируется, страх перед наказанием заставляет его быть культурнее на дороге, постепенно это входит в привычку.


Татьяна Болгова, исполнительный продюсер телерадиокомпании “Гомель”:

— Прежде всего надо быть самому доброжелательным и соблюдать правила. Быть внимательным к коллегам-водителям. Иногда надо уступить, чтобы проехать быстрее. Культура поведения начинается с себя. Культурный — значит живой, здоровый, успешный. Это и надо пропагандировать.


шершнёв (Копировать).jpgАлексей Шершнев, преподаватель физического факультета ГГУ им. Ф. Скорины:

— Любое хамство или конфликт рождается из столкновения интересов. Нужно, чтобы этих столкновений было меньше. При реконструкции трасс и улиц общество должно руководствоваться принципами организации однонаправленного движения, внедрением подземных и наземных переходов, дополнительных регуляторов безопасности. Когда есть четкие правила безопасного движения, их легко соблюдать, и будет меньше хамства.

gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter