Право на знания

До конца года будет завершена работа над Кодексом об образовании
До конца года будет завершена работа над Кодексом об образовании

Какие льготы предусмотрены для студентов–«платников»? Что дает статус молодого специалиста? Cистему образования регулирует такое количество документов (только ведомственных — более полутысячи), что иной раз не догадаешься, где искать ответ на тот или иной вопрос. Например, чтобы узнать обо всех видах и размерах студенческих стипендий, нужно поднять более десяти разных положений и инструкций. Сегодня законы скорее напоминают лоскутное одеяло: их много и они уже несколько раз дополнялись и изменялись. Поэтому и назрело решение о разработке Кодекса об образовании, подобно трудовому или налоговому.

— Он объединит и упорядочит все документы, обеспечивающие право каждого человека на знания. Сделает их более доступными не только для специалистов в сфере образования, юристов, но и для родителей, детей, педагогов, — считает первый заместитель министра образования Александр ЖУК.

— Что это даст?

— Речь идет о законодательной практике в сфере образования. Скажем, правомерно ли участие учителей или родителей в ремонте школы? И можно ли экстерном получить школьный диплом, ведь законом это не запрещается? А подать в суд на учебное заведение, которое не обеспечило качество образования? Кодекс как раз и направлен на то, чтобы уточнить права тех, кто получает и предоставляет знания, чтобы каждый мог открыть один документ и найти ответы на все волнующие вопросы, связанные с обучением. Он должен быть написан предельно ясным языком, не допускающим двояких толкований. Кстати, работа над проектом кодекса ведется с февраля и на 80 процентов документ уже готов.

— И действительно можно будет в судебном порядке вернуть деньги за некачественное обучение?

— А почему нет? Скажем, студенты возмущаются: я заплатил за обучение, а в компьютерном классе приходится работать вдвоем за одной машиной. Обеспечьте мне персональное место, обеспечьте качество образования! А в кодексе будут четко обозначены права, обязанности и ответственность учебных заведений. Проще говоря, что учреждение обязано делать, чтобы обеспечить получение качественного образования. И станет понятно, по каким вопросам можно обращаться вплоть до суда, а по каким нет. Кодекс регулирует и другие вопросы, в том числе финансовые. Деньги можно брать за образовательные услуги. Например, нередко частный вуз в договоре указывает стоимость обучения — 900 долларов, а в случае, если студент уходит из вуза, предусматривается еще и доплата 400 долларов. За что? Правомерно ли это указывать в договоре?

— Кроме уже известных правил о том, что в школу можно идти не раньше 6 лет, до 10–го класса ученика нельзя исключить за неуспеваемость, а после вуза, ссуза ждет распределение, что еще будет оговорено в кодексе?

— Например, за что может быть отчислен студент, что нужно для восстановления или перевода в другой вуз, порядок и условия предоставления общежития, какие стипендии и за что выплачиваются, какие гарантии и льготы у выпускников. Сегодня многие вопросы решаются непосредственно в самих учебных заведениях и регулируются их уставами. А потому в одном вузе, скажем, студента отчислят за систематические прогулы, в другом за тот же проступок ограничатся выговором. Как–то к нам обратилась мама: ее сына отчислили из Полоцкого университета. За что? Он прогулял сперва 48 часов, потом еще 54 часа. Спрашиваю: «Вы об этом знали?» — «Да, куратор звонил». — «Так что вы хотите?» — «А почему мне в письменном виде не сообщили, что ему объявили выговор за пропуски? Я бы тогда вмешалась». Сейчас мы четко укажем, что руководитель учебного заведения обязан проинформировать родителей, прежде чем принимать меры. И тогда вопросов не возникнет. В кодекс включена глава о дисциплинарной ответственности: за что и как может быть наказан ученик, учащийся, студент. Причем для школьника эта ответственность наступает с 11 лет, когда он может быть решением суда переведен в спецучреждение.

— Разрабатывая проект кодекса, вы изучали, как действуют те или иные законы и указы на практике, в различных жизненных ситуациях. С какими пробелами и противоречиями столкнулись, что требует доработки в первую очередь?

— Скажем, до сих пор не было такого понятия, как отпуск студентам по уходу за ребенком до 3 лет. Академический отпуск предоставляется только по состоянию здоровья, а рождение ребенка не является (официально) основанием для того, чтобы надолго оставлять учебу. И до сих пор этот вопрос решали, как могли: предлагали студенткам обучение по индивидуальной программе или отпускали в «академку» нелегально. В кодексе будут предусмотрены гарантии и поддержка молодых студенческих семей. Или другая ситуация. Дистанционная форма обучения вообще нигде не упоминалась на законодательном уровне. Под экстернатом подразумевалось не что иное, как форма аттестации. То есть любой желающий мог прийти и, скажем, как Циолковский или Ленин, сдать экстерном экзамены за весь курс университета. И вуз обязан был собрать экзаменационную комиссию. А в кодекс мы внесем уточнение, что, прежде, чем получить такое право, вы должны поступить в вуз, а потом уже перейти на экстернат. И у вас будет индивидуальный график прохождения промежуточной и итоговой аттестаций.

— Кстати, механизм финансирования учреждений образования тоже будет указан?

— Даже более того. Будет четко прописано, как распределяются деньги: кто принимает решение, на какие цели идут расходы в первую очередь. Сегодня на образование из бюджета выделяется чуть более 6 процентов от ВВП. К 2010 году финансирование предполагается увеличить до 10 процентов. Нынче основная часть затрат учебных заведений (почти 75 процентов) — это зарплата, стипендии, коммунальные услуги, питание, учебники. А в новом документе появится еще одна статья расходов — на современное учебно–лабораторное оборудование. Важно, чтобы кодекс не только обеспечивал функционирование системы образования, но и способствовал ее развитию.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter