Право на здравый смысл

В нашей стране законодательно закреплено, что к каждому человеку нужно относиться внимательно. Но люди свое право быть услышанными используют иногда так, что диву даешься. Наглядной иллюстрацией принципа «хочу жаловаться – и буду, имею полное право!» может служить летнее требование некоего Щукина к одной из белорусских компаний «предоставить информацию относительно заключения с водоснабжающей, коммунальной организацией г.Жлобина договоров на трансфер Ваших напитков через водопроводы». Поскольку, по утверждению заявителя, в его кранах «с систематической постоянностью начинают протекать «Coca-cola» и «Fanta», и принятие ванны (душа) и приготовление еды становится практически невозможно» (стилистика сохранена).

Если вы этого еще не читали в сети, то посмейтесь вместе со мной, а потом задумайтесь. Чем бы это заявление (и последующий ответ компании на него) ни были – заказным фейком, глубоко скрытой рекламой, не самым удачным розыгрышем, криком утомленной обыденностью души или временным помрачением, – это злоупотребление законом «Об обращениях граждан и юридических лиц». Потому что если из сотни, скажем, ежемесячных писем в какой-нибудь исполком девяносто будут типа «у меня из крана льется Кристалл, из другого – Услада, когда это кончится?.. пустите Лидское», - то увеличатся или уменьшатся шансы, что остальные будут рассмотрены внимательно и по существу, как вы думаете? А если среди того оставшегося десятка будет и ваше обращение, действительно важное?

В Беларуси, кстати говоря, упомянутый закон соблюдается весьма строго. Не только все государственные учреждения, но и большинство частных компаний тщательно следят за тем, чтобы ответы гражданам готовились и приходили вовремя: через 15 дней, в сложных случаях – через месяц, и никак не позже. На всех предприятиях и учреждениях страны руководство обязано вести и личный прием. Ведет его и государство в целом: вспомните «прямые линии» и «выездные приемы граждан» Администрацией Президента.

Но поскольку закон является лишь более или менее удачным «отражением» реальной жизни, всегда найдутся те, кто им пользуется так: я имею право? – имею! – нате получите! Можно вспомнить «гомельского борца» Случака, который всегда готов засудить любого, кто неосторожно обмолвится о белорусском языке. Невзирая на пол, возраст и такое простое соображение, что если ты с кем-то не согласен, то оппонента, вообще говоря, принято убеждать. Убеждать? – нет! зачем? есть же закон!! И сразу сыплются заявления в исполкомы, милицию, прокуратуру, суд. Был бы сейчас ЦК партии – думаю, «борец» писал бы и туда.

Можно вспомнить и «витебского активиста» Шыталя, который, считая кабину рейсового автобуса «общественным местом», требовал убрать оттуда все, что задевает его личную нравственность. Остальные пассажиры при этом должны терпеливо ждать, пока «активист», ссылаясь на все известные ему законы, будет приводить окружающий мир в соответствие со своей совестью. А милиция потом – писать протокол, транспортники – объяснения, исполком – делать проверку…

Вы и сами можете вспомнить еще ряд людей, сильно возбуждающихся при виде «нарушения законодательства о…». Результатом обычно являются жалобы, обращения и заявления, на которые многим (действительно многим!) людям приходится тратить время, силы, нервы, отвлекаясь от реальных дел. И - очередная волна обсуждений в интернете, ради которой это все, по большому счету, и затевается.

DDoS-атака – это «создание недобросовестными пользователями таких условий, при которых добросовестные пользователи системы не могут получить доступ к предоставляемым системным ресурсам, либо этот доступ затруднён». Проще говоря, когда ваш компьютер или сервер просто «заваливается» внешними запросами до полного выхода из строя или – обратите внимание! – до появления возможности перехвата управления им. В компьютерном мире такие «недобросовестные» называются «хакеры», а в человеческо-бумажном – полузабытыми уже словами «кляузник» и «сутяжник».

С хакерами человечество пока бороться не научилось: строятся все более мощные системы защиты, что в свою очередь порождает «супер» и «супер-пупер» хакеров. А вот с кляузниками и сутяжниками помогают бороться: здравый смысл, личная порядочность и ощущение собственной ответственности. За справедливость, за общее дело, за свое государство, если угодно. Будем надеяться, что у белорусов этих качеств заложено с запасом.

Что, безусловно, не означает, что к жалобам и заявлениям граждан можно относиться «чуточку проще» – наоборот! Еще внимательнее, доброжелательнее и оперативнее.  И что законодателям можно расслабиться и не совершенствовать свои же законы с целью в конце концов идеально «притереть» их к реальной жизни.

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter