Право на слово

Кто фликеру хозяин?

Кто фликеру хозяин?


Пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь» приобретает прямо–таки магическое значение. Cегодня все больше слов становятся товарными знаками и в прямом смысле обретают хозяев. Достаточно вспомнить историю с известным с советских времен шоколадом «Аленка» — именно из–за проблем с торговым знаком он превратился в нашей стране в «Любимую Аленку». На днях и смайлик — всемирно известная улыбающаяся рожица — едва не стал частной собственностью. Представители российской компании «Суперфон» заявили, что им удалось зарегистрировать его в Роспатенте в качестве своего товарного знака... Однако спустя несколько часов руководство Роспатента опровергло эту информацию: в качестве товарного знака зарегистрирован лишь логотип «Суперфона», в который действительно входит смайлик. При этом уточняется — сам смайлик не может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, так как является общепринятым символом...


Патентный скандал разгорается сейчас и в Беларуси: предмет спора — вошедший в обиход термин «фликер». Кому будет принадлежать это слово — российским бизнесменам или всем гражданам?


Дело в том, что это слово несколько месяцев назад было зарегистрировано Национальным центром интеллектуальной собственности как товарный знак российского ЗАО «Современные системы и сети — 21 век». А значит, отныне использовать его на этикетках и в рекламе имеет право лишь фирма–владелец.


Узнав о регистрации торгового знака, белорусские экспортеры и изготовители световозвращателей, которые привыкли называть белые и лимонные браслеты или подвески одним общим термином «фликер», возмутились. Но потребовали не передать им права на использование товарного знака, а... вовсе отменить его регистрацию и вернуть «фликер» в разряд общеупотребимых слов. Первым свое официальное возражение против регистрации знака направило в апелляционный совет Национального центра интеллектуальной собственности ООО «Белпромэнергия».


В противовес руководство ЗАО «Современные системы и сети — 21 век» утверждает, что именно нанятые ими рекламщики придумали именовать световозвращатели фликерами. Московские бизнесмены заверили, что будут настаивать на том, чтобы другие экспортеры и производители световозвращателей не использовали этот торговый знак в своей рекламе.


— Дата рассмотрения возражения компании «Белпромэнергия» уже назначена — оно начнется 27 февраля. Тем самым обеим сторонам дается срок для сбора доказательств в защиту своей правоты, — рассказывает заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Баркун. — Вообще же споры о принадлежности торговых знаков мы рассматриваем нередко. Недавно белорусский дилер, ввозивший в страну японские тонометры, зарегистрировал их название как свой торговый знак. Узнав об этом, руководство зарубежной компании подало возражение, которое затем было удовлетворено. Сейчас рассматривается спор о кухонном комбайне «Помощница», который производит завод «Белвар», — предприимчивый житель России зарегистрировал это название, как якобы придуманное им самим.


История со световозвращателем символизирует определенную тенденцию, связанную с приходом на наш рынок иностранных фирм и холдингов. Работу они начинают не с мощной рекламной кампании своего товара, а с установления прав на яркие и известные слова и выражения. Юридические скандалы разгорались уже не раз: поводом были шоколад «Аленка» и конфеты «Мишка на Севере», водка «Столичная» и «Посольская», сигареты «Прима» и «Казбек». Разворотливые заграничные бизнесмены узаконили свои права на торговые знаки и... перекрыли кислород белорусским коллегам, запретив использовать эти слова.


Впрочем, быть может, это и есть первое правило бизнеса: прежде чем вкладывать средства, запатентуй идею и название. И потому, пока белорусские фирмы и предприятия все еще пытаются работать «по старинке», их более подкованные конкуренты приходят на наш рынок, бронируют за собой нишу и принимаются делать деньги...


Пока же мы подаем апелляции...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter