Право на правду

Право на защиту достоинства должно работать и для умерших

Тяжелое потрясение довелось перенести Татьяне Белясовой в 2007 году. В дорожно-транспортном происшествии в результате столкновения мотоцикла со встречным автомобилем погибли ее сын, управлявший мотоциклом, и его пассажир. Возник вопрос о том, кто виноват в ДТП: погибший или водитель автомобиля? Возбужденное по этому факту уголовное дело впоследствии было прекращено по причине смерти сына Белясовой, однако с констатацией его виновности в совершении данного ДТП, повлекшего гибель человека. Получалось, что и после смерти сына тень вины висела над ним. Мертвый, он, естественно, не мог за себя постоять. Поэтому Татьяна Ивановна решила сама защищать честное имя сына. Постановление о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по нереабилитирующему основанию было обжаловано ею в прокуратуру, орган предварительного следствия и суды, которые посчитали доводы Т. Белясовой об отсутствии убедительных доказательств виновности ее сына несостоятельными.

В своем обращении в Палату представителей Национального собрания Белясова утверждала: самим фактом прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию, его возможными юридическими последствиями существенно затронуты честь и доброе имя покойного, а также законные интересы его близких родственников. Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям без согласия близких родственников повлекло, считала заявительница, нарушение положений статей 26 и 60 Конституции, закрепляющих презумпцию невиновности и право каждого на судебную защиту. Если ее сын и виноват в ДТП, то такое решение вправе принять только суд в рамках состязательного процесса.

Конституционный Суд нашел резоны в доводах Татьяны Белясовой. По предложению Палаты представителей Национального собрания он 12 июня рассмотрел дело «О соответствии Конституции пункта 7 части 1 статьи 29 и пункта 1 час-ти 1 статьи 303 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь».

За точку отсчета Конституционным Судом были взяты следующие подходы. В соответствии с Конституцией государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на честь и достоинство. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Положения Уголовно-процессуального кодекса предусматривают, что уголовное дело в отношении умершего не может быть возбуждено, а по возбужденному делу подлежат прекращению предварительное расследование и производство по делу при назначении судебного заседания, а также в судебном заседании, кроме случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего. При прекращении уголовного преследования в отношении умершего завершается дальнейшее доказывание его виновности, но при этом подозрение или обвинение в совершении преступления с него не снимаются. В то же время незаконное или необоснованное уголовное преследование — это прежде всего посягательство на такие закрепленные в Конституции личные нематериальные права гражданина, как достоинство и честь, которые принадлежат человеку от рождения и являются неотчуждаемыми. При этом лицо, в отношении которого уголовное дело прекращается по такому основанию, по причине смерти объективно лишено возможности защитить свои достоинство и честь. Что касается близких родственников умершего, то в уголовно-процессуальном законе не предусмотрено положений о необходимости получения их согласия на прекращение уголовного преследования.

Нормы уголовно-процессуального закона в той части, в которой они допускают указание на виновность в совершении преступления гражданина без вынесения обвинительного приговора суда, не предусматривая при этом возможности проверки законности и обоснованности уголовного преследования умершего лица с участием его близких родственников в судебном порядке, не обеспечивают возможность реабилитации умершего гражданина для защиты его достоинства и чести. К такому выводу пришел Конституционный Суд в принятом заключении.

Конституционное право каждого на защиту от посягательства на его достоинство и честь распространяется не только на период жизни человека. Это право обязывает государство предусмотреть необходимые правовые гарантии обеспечения судебной защиты достоинства и чести человека и после его смерти. К числу таковых следует отнести право близких родственников требовать реабилитации умершего в рамках уголовного процесса с соблюдением конституционного принципа осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон обвинения и защиты. Поэтому Конституционный Суд признал положения пункта 7 части 1 статьи 29, части 1 статьи 250, части 1 статьи 279 и пункта 1 части 1 статьи 303 Уголовно-процессуального кодекса не соответствующими части первой статьи 25, статьям 26, 28 и 60 Конституции в той мере, в какой эти положения в системе действующего законодательства позволяют органу, ведущему уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить производство без согласия его близких родственников.

В соответствии с заключением Конституционного Суда законодателю предложено предусмотреть в УПК положения, устанавливающие право близких родственников заявлять требования о необходимости продолжения уголовного процесса с целью возможной реабилитации умершего, закрепляющие правовой статус данных участников уголовного процесса, в том числе их права и обязанности, а также особенности производства предварительного расследования и судебного разбирательства в случае смерти подозреваемого или обвиняемого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter